РИГА, 8 мая- Sputnik. Самоуправление бельгийской коммуны Зедельгем демонтировало памятник латышским легионерам "Ваффен СС", чем немало (и это мягко сказано) расстроило представителей латышских властей и Музей оккупации.
Музей оккупации даже заявил протест по этому поводу - это на каком таком основании памятник латышским легионерам решили снести без согласования с автором Кристапсом Гулбисом, с самим Музеем оккупации и в конце-концов с обществом Латвии?
Да еще и председатель правления музея оккупации Латвии лично выражал протест в письме к мэру Зедельгема, но мэр протесту не внял и поэтому "в ближайшее время музей оккупации Латвии примет решение о дальнейших действиях в связи с демонтажем памятника". Вот такие угрозы посыпались в сторону начальства бельгийского городка.
Об этом событии, а также о других громких новостях говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
Об этом событии, а также о других громких новостях говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
В Бельгии снесли памятник латышским легионерам СС. Латвия в шоке
"Этот памятник был посвящен латышским эсэсовцам, которые содержались в контролируемом британскими войсками лагере для военнопленных в этом городе. Их было примерно 12 тысяч человек. На памятнике их изображают пчелы из нержавеющей стали. Как пояснял автор, пчелы мирные и трудолюбивые, но если надо, они защищают свой улей. Таким образом он уподобил эсэсовцев пчелам", - поясняет Линдерман.
Но жители Зедельгем не оценили ни пчел, ни латышских эсэсовцев. Да и городские власти решили, что такой памятник дает зеленый свет местным неонацистам, которые задавали резонный вопрос - если есть памятник латышским эсэсовцам, то почему нет памятника бельгийским эсэсовцам?
В итоге была собрана комиссия из местных историков, которые решили, что памятник надо демонтировать, потому что он реабилитирует нацистские военные преступления. И тогда был очень большой стон со стороны латвийских официальных лиц. Подключились и депутаты, и евродепутаты, все писали, что никто не понимает латышских тонкостей истории. Что латышские эсэсовцы это якобы бойцы латышского добровольческого легиона, защищавшие свою родину. И ни слова о том, что на самом деле они воевали в рядах гитлеровской нацистской машины, поясняет Линдерман.
Тем не менее в Бельгии решение о сносе памятника латышским легионерам было принято. И оно как раз пришлось на то время, когда в Латвии решили снести памятник советским воинам-Освободителям, отмечает Линдерман. А люди, которые некогда пытались подорвать памятник Освободителям Риги, вдруг стали героями. Если раньше этих людей осуждали, то теперь они стали передовиками.
А теперь снос памятника Освободителям Латвии - дело решенное. И более того, он становится козырем перед выборами в Сейм. Даже вроде как прорусская партия "Согласие" обозначила, что сохранение памятника - не в ее интересах. Лидер партии Янис Урбанович призвал людей не выступать против сноса памятника, а мирно пережить его демонтаж.
"Я надеюсь, что избиратель на это отреагирует соответственно. Кроме того, мое мнение, что нельзя такие заявления (как Урбанович) делать, потому что борьба за наш памятник не закончена. И это в какой-то степени наша линяя фронта, и мы не можем отступать, даже если шансов выжить или победить очень мало. Этот памятник стал нашей реальной святыней. Мы не обманываем сами себя. Когда сгребли 9 числа цветы, люди выложили перед памятником новый ковер из цветов. И для нас этот памятник полностью совместился с празднованием Дня Победы. И мы не можем без борьбы отдать нынешним нацистам все карты в руки. Я считаю заявления подобные тому, что сделал господин Урбановч, предательством", - подчеркивает Линдерман.
Не истребить физически, так уничтожить морально...
Тем временем Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ) Латвии объявил, что закрывает все российские каналы, которые до этого принимались в кабельных сетях. Теперь, когда 8 каналов будут закрыты, бизнес кабельного телевидения в Латвии может рухнуть.
"Мы не раз уже об этом говорили. И это стоит повторять, потому что я слежу за восприятием нынешних событий в русском сообществе Латвии. Я считаю, что какие-то вещи люди не договаривают, а об этом необходимо говорить. Ложь - религия рабов и хозяев, правда - бог свободного человека. И правда состоит в том, что русское сообщество Латвии латышские националисты хотят ликвидировать. То есть речь не идет о физическом истреблении. Правда, не потому что они бы этого не хотели, а потому что в современном мире у них нет возможности, да и нет необходимости. В современном мире сообщества как сообщества ликвидируют путем ликвидации образования на родном языке. Это в Латвии уже фактически сделано. Далее - ограничение функционирования языка. Вся официальная и полуофициальная сфера. Остается только на бытовом уровне. Уничтожение символов огромную роль играет. Потому что уничтожая символ, наши враги уничтожают точку сборки. Речь идет об уничтожении ритуалов. Потому что ритуалы - это точка сборки. И наконец важный вопрос - это СМИ. Ликвидация СМИ фактически уже произошла. Это какие-то добиваются такие вещи в основном уже неполитического характера. Как телеканал охота и рыбалка. И Россия, Путин, Украина - это только предлоги. Потому что закрываются каналы, которые никакого отношения к политике не имеют. Зачем это делается? Это послание местным русским - здесь вам не Россия. Здесь ничего на русском языке не будет. Либо ассимилируйтесь, либо уезжайте", - разъяснил столпы ликвидации сообществ Линдерман.
По его словам, в Латвии все делается для создания максимального дискомфорта и давления на русскоязычное население. Все указывает на то, что русского языка здесь больше не будет, констатирует публицист.
"И сейчас, как я считаю, у латышских националистов поехала крыша. Они думают, что песенка России спета. Они не понимают, что Россия - это феникс. И у них эйфория. Они хотят уложиться в период, пока Россия, с их точки зрения, завязла на Украине. И результаты всего этого - будем смотреть. Это может вызвать у русских как депрессию, так и обратный эффект", - считает Линдерман.
О репрессиях нужно говорить!
На "обратный эффект" у Латвии есть свой ответ. И это репрессии. Юноша Александр Дубяго, который 10 мая вышел к памятнику Освободителям с флагом России и севший за это в тюрьму, такой не один. За подобные действия уже арестовано и задержано немало людей.
"Но дело Дубяго смело можно назвать беспрецедентным, несмотря на все те подлоги и фабрикации, которые были совершены против русскоязычных до этого. Даже на фоне этого дело Дубяго выглядит подлым, свинским и фашистским", - подчеркивает публицист.
Обычно сохранялась видимость того, что есть какое-то подозрение, а в деле Дубяго вообще ничего нет, поясняет Линдерман. Ведь российский флаг в Латвии не запрещен. Любой человек в любой момент может где угодно ходить с российским флагом. Но тут мало того, что на пустом месте возбуждено дело, так Дубяго еще и посадили в тюрьму до суда. Хотя сейчас европейская тенденция - не держать человека в тюрьме до суда, если этот человек не связан с наркотиками или не подозревается в совершении жестокого преступления.
Что касается других ситуаций, то заведено уже где то около 60-ти уголовных дел, связанных с Россией и Украиной. И оказывается, что многих людей держат в тюрьме, обратил внимание Линдерман.
В частности, довольно известный по рижским масштабам человек - Игорь Кузьмюк. Бывший депутат от "Согласия". По этой же, видимо, что и Дубяго, статье оказался в тюрьме.
"Я узнал, когда он уже вышел. Он написал в соцсети, что вышел из СИЗО. Сосед у меня тоже получил административку за 9 Мая. Еще одна женщина, она на свободе, но у нее обыск прошел. И я хочу сказать, что репрессии идут очень мощные. 60 уголовных дел для Латвии - очень много. Единственный наш способ защититься - это гласность", - заявил публицист.
По его словам, гласность вносит определенную нервотрепку в ряды противника и дает ощущение солидарности. И если люди, которые подвергаются репрессиям, не будут рассказывать об этом, а будут считать, что сами выкрутятся и плевали на остальных, то эффекта не будет.
"Поэтому рассказывать о таких делах важно. Даже несмотря на то, что берут подписку о неразглашении. Но я хочу сказать, что вы даете подписку не говорить только о тех вещах, что вы узнали ходе расследования. К примеру, фамилию свидетеля. Но то, что касается вашей личной защиты - все это человек имеет право рассказывать. Да, в Латвии есть статья за разглашение. Но даже если власти сочтут, что вы разгласили, то за это вам светит 15 суток. Это ничто в сравнении со сроком в пять лет. А публичная кампания в защиту с большой вероятностью сможет помочь. Так что не надо бояться. Надо открыто говорить о своей ситуации", - подытожил Линдерман.