С самого начала развития проекта никто, в том числе его топ-менеджеры, не мог вразумительно объяснить - кому и зачем понадобилась многомиллиардная стройка века (смета все эти году росла как на дрожжах и приблизилась уже к планке 10 млрд евро).
Овчинка выделки не стоит
Так, два года назад Европейской счетной палатой был проведен аудит проекта. Он выявил серьезные недостатки. В первую очередь это окупаемость трассы: прогнозируемое число пассажиров явно не выдерживало критики. Также аудиторам было неясно, откуда возьмутся грузы, которые будут идти по железной дороге.
"Окупаемость находится под угрозой из-за низкой численности населения и ожидаемого числа пассажиров. Железнодорожного движения пока нет, равно как и нет идеи, как перевести на железную дорогу перевозки с автомобильных дорог, которые сегодня доминируют", – сказал тогда член Европейской счетной палаты Оскарс Херикс.
Пандемия тоже внесла поправочки в расписание будущих поездов. В прошлом году. Международный пассажирский трафик по железной дороге в Латвии рухнул на 81,5%. В этих условиях как ни считали высокооплачиваемые менеджеры проекта количество потенциальных путешественников, как ни складывали и умножали их, убедительной картинки не вырисовывалось. Непонятно было, зачем овчинка, которая явно не стоит многомиллиардной выделки. Объект не будет рентабелен в любой обозримой перспективе. А расходы по эксплуатации лягут на латвийских, литовских и эстонских налогоплательщиков.
А если бы он вез патроны?
И вот - эврика! Спецоперация на Украине внезапно озарила руководство проекта, как гудок паровоза, прозвучавший рядом с задремавшим на перроне пассажиром. Они нашли смысл его существования, а заодно и своего на высокооплачиваемых должностях.
Ранее проект железнодорожной магистрали Rail Baltica в основном рассматривался как экономический коридор, но после начала спецоперации на Украине очень важным стало соответствие его параметров военным нуждам, заявил на днях исполнительный директор совместного предприятия стран Балтии RB Rail Агнис Дриксна.
"Теперь очень важно, чтобы все технические параметры Rail Baltica соответствовали военным потребностям", - сказал Дриксна, пояснив, что нагрузка на ось может достигать 25 тонн, что обеспечивает перемещение военной техники. Этим требованиям по несущей способности соответствуют мосты, нагрузка на ось, расстояния между рельсами.
Так вот, почему у инициаторов и руководителей проекта якобы не складывалось. Они умножали и прибавляли не то, что нужно. Надо было считать не головы пассажиров, а нагрузку на колею - сколько танков и гаубиц выдержит новая колея европейского стандарта!
Дриксна отметил, что меняется и философия, поскольку страны Балтии являются внешней границей не только Европейского союза (ЕС), но и НАТО. Более того, если Финляндия вступит в НАТО, страны Балтии перестанут быть конечным пунктом границы. "Для этого нужна эффективная транспортная система", - сказал глава RB Rail.
Понятно, что тогда смысл говорить об окупаемости пропадает. У войны своя рентабельность. Пускай даже в условиях антироссийских санкций колея еще подорожает. Раньше 90% металла шло из России, а теперь приходится искать другие каналы поставок, признал Дриксна.
Правда, о "внезапном озарении" в данной случае говорить не приходится. О военном назначении строящейся "железки" было известно задолго до начала спецоперации РФ на Украине. Сам Дриксна упоминает 2016 год, но только наивный может предполагать, что новую железную трассу с самого начала не готовили под переброску войск и военной техники .
Планируется, что железнодорожная линия Rail Baltica будет готова к эксплуатации в 2026 году.