В основном, конечно, это касается 10 мая, когда возмущенные брутальной уборкой цветов с помощью бульдозера рижане принесли их снова.
Мне довелось этим вечером побывать у памятника. Дело было к закату, и меня поразило какое-то разлитое вокруг умиротворение. Как бывает в последний раз. Закатные лучи на букетах. Небольшая мирная группа пожилых граждан поет что-то негромкое военных лет. Троих, завернутых в украинские флаги, никто даже не замечает. Полиция мирно дремлет.
На следующий день в лентах прочитал "события 10 мая в Риге". Какие такие события, а что случилось? Если бы меня самого не было "на месте событий", можно было бы вообразить самое страшное. Впрочем, в головах националистов крошечный всплеск самосознания русскоязычных сограждан, это, наверное, и есть самое страшное.
Понятно, что Национальное объединение тут же сурово наехало на министра, та - на начальника Госполиции. Ну а он вынужден был уволить несколько руководящих чинов за проявленную "мягкотелость и нерешительность". Хотя полицейские, надо отдать им должное, как обычно при массовых мероприятиях в Латвии, сработали слаженно и с холодной головой. Не руководствовались сочиненной в кабинетах инструкцией, в чем их обвиняют, а импровизировали на месте. Так, паренька в российском триколоре решили не арестовывать в людской массе, чтобы никого не провоцировать, а задержать чуть поодаль.
Потом оказалось, что Голубева, когда она гостила в Киеве, надела неполиткорректные кроссовки New Balance, чей логотип - буква N, если вы лежите на земле, напоминает запрещенную нынче в Латвии букву Z. Как еще никому в голову не пришло, что латвийские полицейские в основной своей массе передвигаются на автомобилях Opel, чей логотип - та же буква, но немного сплющенная. Заговор!
Как бы то ни было, "либерально-прогрессивная" партия "Для развития/За" выдвинет нового главу МВД. И тот, к гадалке не ходи, опасаясь за свое кресло, станет свирепствовать в кадровом вопросе и по части регулирования общественного порядка на массовых мероприятиях. Потому что, как ни крути, а у нас коалиция боится Нацобъединения и пляшет под его дудку. А полицейские начальники будут требовать большей жесткости и решительности от подчиненных. А после выборов в октябре, как посоветовал ему министр обороны Артис Пабрикс, Нацобъединение вообще может выдвинуть своего кандидата на пост министра силового ведомства, дабы продемонстрировать, как эту работу можно делать лучше, с удовольствием и засучив рукава.
Некстати как раз осенью страну накроет девятый вал подорожания продуктов питания и повышения коммунальных тарифов (а также очередного роста зарплат в Сейме и правительстве). Латвийцы, скорее всего, захотят выплеснуть свое возмущение на улицы и площади, как водится в демократическом обществе. И, что называется, огребут дубинкой по первое число. Выборы в Сейм как раз назначены на 1 октября.
Ну а памятник? Памятник снесут, но страх у латышей останется , считает исследователь университета имени Страдыня Сергей Крук.
Рискну предположить, что памятников в стране станет меньше. А страха - наоборот, больше.