Говорят разное. Кто-то называет население региона "пятой колонной", зомбированной пропагандой большого восточного соседа. А президент Латвии Эгилс Левитс в связи со стратегической важностью Латгалии для безопасности Латвии лично посетил город. И назвал регион не иначе как "передовой Европейского культурного пространства". Потому что, поделился глава государства своими знаниями географии, западный мир заканчивается аккурат за восточными границами Латвии. А вот уже за околицей Зилупе, Пасиене и Пиедруи начинается пространство иной культуры и ценностей. Спасибо, что не монгольские степи.
А на прошедшей неделе глава государства сделал "контрольный визит" в Лудзу и Резекне. Для закрепления результата. Только был ли результат?
Не как "в лучших домах Лондона и Парижа"
Почему же латгальцы не понимают того, что лидеры государства так их любят и ценят? Почему голосуют за прорусскую партию "Согласие"? Чего им еще надо, кроме западного культурного пространства? Сдается, ответ прост. Хотелось бы еще капельку западного благополучия. Ну хотя бы, если не на уровне Люксембурга, то для начала, чтобы как в Риге.
Между тем, несмотря на небольшую территорию Латвии, в стране зияют контрасты в благосостоянии территорий. В Латгалии зарабатывают в среднем на 38% меньше, чем в Риге, свидетельствуют данные ЦСУ. 896 "грязными" против 1434 в столице. В регионе рекордное количество получающих "минималку".
По данным Агентства занятости уровень безработицы в марте в регионе был примерно вдвое выше, чем в Земгале, соответственно 14,8% и 6,8% (в Курземе и Видземе 7,5% и 7,6%) и в три раза выше, чем в Риге и ее окрестностях (4,6% и 4,7%). И это несмотря на то, что от депопуляции район также пострадал больше, чем более обласканные судьбой и бюджетом латвийские местности.
Так, может быть, допускает обозреватель газеты Diena Магда Риекстиня, Латвии необходима политическая воля и целенаправленная программа, чтобы инвестиции из Евросоюза и Северных стран направлялись прямиком в Латгалию, минуя центр, щедрый только на звонкие слова о "европейском пространстве".
Да и зачем ему делиться с регионом, где все равно голосуют за "неправильные партии"? Вон, та же газета назвала шантажом предупреждения Даугапилсского локомотиво-ремонтного завода об увольнении 600 работников, если государство не предоставит ему экспортные гарантии.
Язык до Европы доведет?...
Денег нет, но вы держитесь. Держаться предлагается за интеграцию, единую гражданскую нацию и общую систему ценностей, в основе которой лежит государственный латышский язык.
Выступая в Даугавпилсской школе президент Левитс также сказал, что если вы говорите по-латышски, национальность не так уж и важна. Допустим. Но глава государства не учел одной "мелочи". Так сложилось исторически и географически, что доля русскоязычных в городе составляет примерно 85%. И заговорить по-латышски, а именно живое общение является залогом успешного освоения языка, здесь затруднительно - не с кем.
Если все вдруг захотят поговорить на государственном, к живущим в Даугавпилсе латышам выстроятся очереди, а живой президент хорошо если заглянет в город раз в пять лет.
Тем не менее в своей речи Левитс подчеркнул, что полный переход в школах на обучение на латышском языке - правильный путь для интеграции каждого ребенка в общество. Хотя казалось, что в том сказочном европейском культурном пространстве как инструмент интеграции используется и язык национальных меньшинств, защита культурного многообразия, истории и традиций. Но, очевидно, тот прекрасный западный мир не начинается еще не только в Зилупе, но даже и в самой Риге.