РИГА, 27 апр — Sputnik. Коммунальная служба Даугавпилса ежегодно тратит почти 40 тысяч евро на ликвидацию нелегальных свалок строительного мусора, сообщает Латвийское радио 4.
Проблема стихийных свалок строительного мусора — это проблема не только Даугавпилса, но и всей Латвии, считает руководитель городского управления коммунального хозяйства Айварс Пуданс. Одна из причин — высокая стоимость вывоза отходов. В этом году она составляет 80 евро за тонну, со следующего года будет 95.
"Поэтому есть "халявщики", которые ищут разные места, где они могут выбросить эти отходы. Мы в основном констатируем уже факты. Мы констатируем уже свершенное. Там свалка, там покрышки — и получаем от Государственной службы окружающей среды решения о штрафах за то, что это находится на земле самоуправления. А то, что вокруг находятся сервисы, еще какие-то строительные фирмы, не контролируется".
Пуданс добавил, что стройуправа получает справки о вывозе отходов, но проконтролировать эти данные сложно: предприятие может предоставить справку о вывозе пяти тонн строительного мусора, а вывезти десять.
"Также свою работу делает муниципальная полиция. Кого-то удается поймать. Шлют нам письма, где фиксируется какое-то загрязнение. Мы каждый год тратим от 30 до 40 тысяч евро, чтобы убрать только часть этих свалок", — пожаловался он.
Заместитель председателя городской думы Даугавпилса Валерий Кононов ("Согласие") считает, свалки растут по вине небольших компаний.
"Я считаю, что официально работающие строительные компании с репутацией и именем вряд ли повезут отходы куда-то в лес. Я думаю, что основная вина лежит на строителях, которые работают неофициально, которым дешевле и проще все вывезти и выбросить в овраг", — говорит он.
В Государственной службе охраны окружающей среды подтверждают, что свалки строительного мусора — проблема для всей Латвии, и нельзя сказать, что в каком-то регионе свалок значительно больше.
"По статистике, в 2021 году завели 52 административных делопроизводства. За несоответствующую переработку строительных отходов были наложены штрафы на общую сумму в размере около 30 000 евро. В этом году выписано уже 12 штрафов за эти нарушения", — рассказывает директор департамента по обороту отходов госслужбы Лилия Дукальска.
По ее мнению, нельзя все списывать на недобропорядочность небольших компаний или частных застройщиков.
"Мы видим, что строительный мусор вывозится в места, не предназначенные для этого, и с больших объектов, где заказчиками являются самоуправления или государственные учреждения. Также это касается крупных объектов по заказу частных лиц, особенно когда необходимо сносить здания", — говорит она.
Обычно риски возникновения свалок возрастают с ростом интенсивности строительства.
"Везде, где проходят интенсивнее строительные работы, идут работы на дорогах, приводят в порядок деградирующие территории, ведутся большие проекты для общественных зданий, и не только, будет выше риск появления нарушений по утилизации строительных отходов", — утверждает Дукальска.
В службе среды также считают, что одна из главных причин появления таких свалок — это стремление сэкономить. Часто при заключении договора на строительство уделяют слишком мало внимания графе "расходы на утилизацию отходов". Впоследствии строители компенсируют издержки вывозом строительного мусора в ближайший лес.