РИГА, 12 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Глава правительства Латвии Кришьянис Кариньш указал на внешние факторы, способствующие принятию данного решения – военные действия на Украине, опасения по поводу безопасности в Балтийском регионе. Безопасность рассматривается и в экономическом, и энергетическом контекстах. В этой связи министерству экономики поручено провести переговоры с потенциальными инвесторами, чтобы определить, где и кто построит терминал СПГ.
Вариантов пока называется два: либо новый терминал, как и говорилось ранее, будет построен в Скулте (откуда по прямой самое близкое расстояние до природного газохранилища в Инчукалнсе), либо в Риге.
На прошлой неделе министр экономики Янис Витенбергс побывал с визитом в США, вернувшись оттуда, он сообщил, что "отмечен значительный интерес к проекту строительства терминала у нескольких групп предпринимателей".
Поскольку строительство терминала потребует некоторого количества времени – он будет готов в 2023–2024 годах, – заметил премьер, в краткосрочном периоде будут проведены переговоры с Эстонией и Финляндией, эти две страны планируют до конца этого года завершить строительство терминала СПГ в Палдиски, недалеко от Таллина. В перспективе все три терминала СПГ в странах Балтии, включая литовский в Клайпеде, должны будут обеспечить стабильность поставок газа в регион.
Министр экономики сообщил, что работа с инвесторами будет проводиться, исходя из установки, что строительство терминала должно вестись максимально за частные деньги, чтобы государство участвовало в строительстве в минимальных размерах. В свою очередь, инвесторы на первоначальных переговорах выразили желание, чтобы Латвия гарантировала, что государство выкупит построенный терминал, а не вернется к поставкам газа из России по трубопроводам. Министр экономики указал, что подготовленные (но пока не принятые) поправки к закону об энергетике предусматривают запрет на поставку природного газа из России, так что своего рода это и является гарантией.
Что касается газа из России, то его поставки в Латвию, согласно решению коалиционных партий, будут продолжаться до 1 января следующего года. Затем импорт планируется остановить. Также политики намерены в сотрудничестве с Эстонией и Финляндией "не допустить, чтобы Эстония и Финляндия продавали в Латвию газ из России".
Отвечая на вопрос о достаточности запасов газа на ближайшую перспективу, Янис Витенбергс ответил, что в этом году закачку газа в Инчукалнское газохранилище начали "на пару месяцев раньше, чем обычно". Запасы газа в газохранилище оцениваются сейчас примерно в 7,5 тераватт-часа. Также, по его словам, в апреле и мае в Клайпедский порт придут два газовоза с топливом, закупленным Latvenergo (около 2 тераватт-часов). Министр считает, что этих запасов будет достаточно.
Интересно, что при планируемых инвестициях в развитие газовой инфраструктуры министерство экономики продолжает декларировать необходимость как можно скорейшего ухода от фоссильного топлива и его импорта на местные возобновляемые ресурсы. Провозглашен курс на энергонезависимость, при этом пока труднообъяснимо, как "линия партии" соответствует с объявленным ранее "зеленым курсом".
Еще один вопрос, оставленный без внимания, – это цены. А точнее, насколько поставки сжиженного газа морем будут дороже прежнего логичного маршрута – по существующим трубопроводам в Инчукалнс и далее – потребителям. И наконец, главный вопрос: правительство пока молчит о том, откуда вообще планируется поставлять "нероссийский" газ. Везти через Атлантику? Однако даже там его недостаточно для поставок. Чем дальше, тем больше "окончательное решение газового вопроса" напоминает очередное предвыборное шоу для избирателей, с тратой государственных денег.