РИГА, 8 апр — Sputnik. В Хорватии, как и в остальной Европе, к беженцам с Украины относятся не так, как к тем, кто приезжал из арабских и африканских стран, пишет сербское издание "Политика". Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
По последним данным, в Хорватию с Украины бежали около 11 тысяч человек. Еще неизвестно, сколько из них прибыли в страну на время, а сколько из них останутся. Власти сообщили, что в данный момент государство готово принять около 20 тысяч человек.
Хорватия предприняла ряд конкретных мер, чтобы принять этих людей и упростить им интеграцию в хорватское общество. Седьмого марта хорватское правительство приняло постановление о предоставлении временного убежища в Хорватии переселенцам с Украины: их хотят обеспечить не только жильем, но и медицинским обслуживанием, а также включить в систему дошкольного и школьного образования и рынок труда.
Сейчас работают три центра поддержки, где украинцев размещают на 48 часов, пока оформляются документы, медицинская карта и другие необходимые вещи. Оттуда они переезжают или в частный сектор, или в один из 33 центров проживания, находящихся в разных регионах Хорватии.
Государство оплачивает беженцам проживание в частных квартирах и коммунальные платежи. Собственникам, которые предоставили свою недвижимость для проживания беженцев, будет выплачиваться вознаграждение в размере почти 3600 кун в месяц (около 475 евро).
Фонд "Солидарность" — одно из объединений, которые помогают беженцам решать насущные вопросы: это и изучение языка, и поддержка при трудоустройстве, и переквалификация, и дополнительное образование, и оказание психологической помощи, и помощь в оплате аренды за съемную квартиру… Также был создан отдельный фонд для гуманитарной помощи, благодаря которому за первые десять дней было собрано около 30 тысяч евро.
Интеграцию беженцев осложняют только административные препоны.
"Самой серьезной проблемой будет трудоустройство, поскольку у нас нет ясной и простой процедуры признания квалификации и дипломов. Скажем, у нас есть один хирург, размещенный в Калобаге. В 60 километрах от него, в Госпиче, не хватает докторов, но мы не можем позволить этому человеку работать, только поглядев на его фото в белом халате. Мы должны разработать процесс признания диплома. В 2015 году в Италии разработали простую модель проверки знаний, и у нас есть шанс последовать их примеру. Но действовать надо быстро, поскольку в первой волне приезжают люди, у которых есть деньги. Бедняки прибывают последними. Да и те, у кого еще остались какие-то средства, скоро их истратят", — говорит директор фонда "Солидарность" Иван Блажевич.
Несмотря на большое количество центров проживания, распределенных по всей территории страны, более 80% беженцев сейчас живут в частном жилье.
"Люди едут туда, где у них есть знакомые или члены семьи. В Хорватии существует и украинская диаспора. У некоторых, особенно состоятельных, была недвижимость у моря, а у кого-то — даже бизнес", — объясняет Блажевич.
Ничего подобного в Хорватии не было во время миграционного кризиса 2015 года, когда в страну прибывали беженцы из Сирии, Афганистана, Ирака и Йемена. Разница в отношении к беженцам с Украины и из Сирии более чем очевидна. Блажевич считает, что главная причина такой разницы — страх.
"Люди чувствуют, что этот конфликт — у наших ворот, и боятся, что он затронет всех нас. Во-вторых, мы чувствуем себя ближе к украинцам и из-за цвета кожи, и из-за веры. Кроме того, сказывается своего рода национальная мифология, ведь украинцев сравнивают с хорватами, а русских — с сербами. Многие граждане Хорватии возвращаются к старым травмам, вспоминают события последней войны у нас", — говорит он.
Политический аналитик Жарко Пуховски считает, что двойные стандарты в подходе к беженцам характерны не столько для Хорватии, сколько для Венгрии, Польши и стран Балтии, которые радикально выступали против интеграции и вообще размещения беженцев на протяжении нескольких лет, а теперь оказались на передовой поддержки беженцев с Украины.
"Это говорит о том, что Виктор Орбан, к сожалению, хотя бы отчасти был прав, говоря о христианских элементах европейского прошлого и настоящего, которые нынешние власти считают, по его словам, недостаточно значимыми. Я говорю "к сожалению", поскольку эти вещи "длительного действия", как сказали бы историки, продолжают работать, и "иноверцев" по-прежнему принимают хуже, чем тех, кто более близок к нашей, то есть христианской, вере, или кто хотя бы одной с нами расы. Ясно, что эта проблема в Европе существует", — говорит Пуховски.
В результате прошлогодней переписи населения выяснилось, что Хорватия испытывает демографический спад, и многие надеются на то, что беженцы помогут это исправить.
"Хорватия пережила шок, узнав, как нас мало. В отчаянии, вызванном депопуляцией, власти, несомненно, будут прилагать усилия для замены умерших граждан и, вероятно, не погнушаются населением, которое прибудет с Украины", — полагает Пуховски.
Правда, мало кто говорит об этом так откровенно, как демограф Степан Штерц, который недавно заявил: "Украинцы — идеальные мигранты для развитого европейского мира, да и для самой Хорватии".