РИГА, 8 апр - Sputnik. Британско-нидерландская Shell покупает нефть из России в случае, если она как минимум наполовину смешана с нефтью из другой страны - обычно из Латвии, сообщает агентство Bloomberg.
В феврале Shell объявила о решении выйти из совместных с "Газпромом" и "Газпром нефтью" предприятий, включая "Сахалин-2", "Енисей" и "Салым Петролеум", а также прекратить участие в проекте "Северный поток - 2".
В марте компания объявила, что намерена отказаться от участия во всех российских углеводородных проектах, а также прекратить спотовые закупки нефти из РФ. В четверг Shell опубликовала прогноз, согласно ему по итогам прошедшего периода она потеряет от 4 до 5 миллиардов долларов в связи с прекращением некоторой деятельности в РФ.
Однако не все так однозначно.
По данным Bloomberg, компания внесла изменения в так называемые общие положения и условия своих контрактов и теперь готова продавать нефть в том случае, если только 49,99% содержимого барреля произведено в России. По мнению Shell, пока остальные 50,01% поставляются из других источников, нефтяной груз технически не имеет российского происхождения.
Продажа такой смеси является совершенно законной, поскольку Европа не стала применять какие-либо ограничения или штрафы на покупку российской нефти.
Трейдеры называют такую смесь "латвийской", потому что российскую нефть из Приморска смешивают с другой в Вентспилсском порту, где есть нефтеналивной терминал. Но среди участников рынка "латвийская смесь" - обиходное название нефти, в которой есть российские молекулы, вне зависимости от того, где ее смешали.
Такая же хитрость ранее применялась для торговли находящейся под санкциями иранской и венесуэльской нефтью, которая в течение многих лет предлагалась на Дальнем Востоке как "малайзийская смесь" или "сингапурская смесь".
Для Shell эта стратегия не лишена риска. В прошлом месяце компания была вынуждена принести извинения после того, как ее трейдеры купили единственную партию российской нефти марки Urals с большой скидкой, что вызвало возмущение, в том числе министра иностранных дел Украины.
Методом "латвийской нефти" пользуются не все: французская компания TotalEnergies SE предусматривает, что ни один груз "полностью или частично" не должен происходить из России, такие же правила и у испанской Repsol SA.
Но есть и другие лазейки — опять же, все законные. Например, Intercontinental Exchange Inc. позволяет трейдерам поставлять российское дизельное топливо в обмен на популярный европейский контракт на газойль. В циркуляре, опубликованном в среду, биржа напомнила трейдерам, что "товар любого происхождения должен быть доставлен" в районе Антверпена, Роттердама и Амстердама. Таким образом, трейдер может занять позицию по контракту и иметь возможность поставлять российское дизельное топливо, соблюдая при этом правила ЕС.
Все это напоминает о том, почему санкции трудно применять, а взятые на себя добровольные ограничения дают возможность компаниям делать то, что они считают нужным. В результате Россия продолжает продавать свои энергоносители и зарабатывать деньги, а Европа получает дизельное топливо по сравнительно низким ценам.