РИГА, 31 мар — Sputnik. Российская спецоперация на Украине меняет приоритеты по расходам в Евросоюзе и Великобритании и заставляет правительства этих стран готовиться к угрозам, которые, казалось бы, уже давно остались в прошлом: от потока европейских беженцев до возможного использования химического, биологического и даже ядерного оружия, пишет The New York Times. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
На первое место в бюджете теперь выходят расходы на военное дело, а также такие базовые области, как сельское хозяйство, энергетика и гуманитарная помощь. Расходы в других областях, например в сфере образования и социальных услуг, скорее всего, придется сократить. Но самые значительные изменения коснутся военных расходов.
Канцлер Германии Олаф Шольц пообещал, что военные расходы страны превысят 2% ее ВВП. Такого в стране, стремившейся отказаться от агрессивной военной политики, не было более 30 лет. "Нам нужны самолеты, которые летают, корабли, которые готовы выйти в море, и солдаты, которые оптимально снабжены", - заявил Шольц. На эти цели будет потрачено 100 млрд евро.
На фоне роста цен на топливо, корма и удобрения Ирландия запустила на прошлой неделе программу по "возделыванию земель в военное время", чтобы увеличить производство зерна. Также был создан Национальный комитет по кормам и продовольственной безопасности для борьбы с угрозами срыва продовольственных поставок.
Фермеры получат до 400 евро за каждый дополнительный участок в 40 гектар, засеянный такими зерновыми культурами, как ячмень, овес или пшеница. За посев дополнительных источников белка, например гороха или бобов, предусмотрена субсидия в размере 300 евро.
Испанию затронуло сокращение поставок кукурузы, подсолнечного масла и некоторых других продуктов из России и Украины. Министр сельского хозяйства Луис Планас попросил Еврокомиссию смягчить некоторые правила для импортных сельскохозяйственных товаров из Латинской Америки, например генно-модифицированной кормовой кукурузы из Аргентины, чтобы восполнить нехватку продуктов.
Чрезвычайно высокие цены на энергоносители заставили правительства снизить акцизы и одобрить субсидии, чтобы облегчить бремя семей, которые не могут себе позволить отапливать все комнаты у себя дома или заправлять машину.
Ирландия снизила налоги на топливо и одобрила кредит на энергию и единовременную выплату домохозяйствам с низкими доходами. Германия объявила налоговые каникулы и энергетическую субсидию в размере 330 долларов на человека, что обойдется казне в 17,5 миллиарда долларов.
Правительство Испании на прошлой неделе согласилось покрыть стоимость топлива после нескольких дней забастовок водителей грузовиков и рыбаков, оставивших супермаркеты без свежих продуктов.
Снижение налогов на топливо и поддержка домохозяйств с низкими доходами будет стоить Великобритании 3,2 миллиарда долларов. Еще осенью канцлер казначейства Риши Сунак предполагал увеличение расходов на образование, здравоохранение и профессиональную подготовку. Сейчас страна столкнулась с самым большим падением уровня жизни за всю свою историю.
Требования к бюджетам только возрастают: лидеры ЕС заявили в этом месяце, что расходы на оборону и энергоносители могут составить 2,2 триллиона долларов.
Германия, крупнейшая европейская экономика, понесет огромные расходы. Правительство обещало выделить 1,7 миллиарда долларов на покупку сжиженного природного газа и сейчас инвестирует примерно такую же сумму в строительство постоянного терминала СПГ и аренду нескольких плавучих терминалов, чтобы уменьшить зависимость от российского топлива. В следующие четыре года будет выделено около 220 миллиардов долларов на переход к возобновляемым источникам энергии, при этом было решено сохранить угольные станции в качестве резерва.
К этому следует добавить расходы на гуманитарную помощь 3,7 миллиона беженцев с Украины. Расходы на жилье, транспорт, питание и управление потоком мигрантов оцениваются в 30 миллиардов долларов только за первый год.
Некоторые страны пошли еще дальше. Польша и Румыния предоставили беженцам возможность получить доступ к образованию, здравоохранению и социальным услугам, которыми пользуются их собственные граждане.
ЕС решил в этом месяце "значительно увеличить расходы на оборону" и "больше вложить в средства, необходимые для проведения всего спектра операций". Это соглашение касается стран, которые не достигли целевого показателя НАТО по оборонным расходам и не увеличили их как минимум до 2% своего ВВП, а также тех стран, которые превысили этот показатель. (Из 27 членов ЕС не все входят в Североатлантический альянс, в котором состоят всего 30 стран).
Президент Франции Эммануэль Макрон пообещал увеличить военные расходы, которые уже составляют 45 миллиардов долларов, или более 10% общего бюджета, если выиграет президентские выборы в следующем месяце.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас на прошлой неделе написала в статье в The New York Times, что "в этом году будет потрачено 2,3% ВВП, а в последующие годы расходы увеличатся до 2,5%". Бельгия, Италия, Польша, Латвия, Литва, Норвегия и Швеция, которая не входит в НАТО и сохраняет военный нейтралитет, тоже объявили об увеличении оборонного бюджета.
В конечном итоге бюджеты стран представляют собой нечто большее, чем скучный набор цифр. В них отражены приоритеты и ценности стран. Российские действия на Украине изменили их и дали понять, какие они.