РИГА, 27 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш считает, что перспективу празднования 9 Мая в Латвии нужно рассматривать на уровне правительства. Мэр Риги Мартиньш Стакис тоже против согласования каких-либо мероприятий 9 мая в столице у памятника Освободителям в Пардаугаве и, разумеется, не только там.
Гражданин США Кришьянис Кариньш, явно играя в предвыборный год на ультра-радикальный национальный электорат, который, конечно, считает "своим днем" 16 марта, когда чествуют латышских легионеров, сражавшихся на стороне гитлеровской Германии. А торжества 9 мая возле памятника Освободителям, куда приходят многие тысячи латвийцев почтить память павших героев в годы Великой Отечественной войны, и уж конечно шествие Бессмертного полка, латышским националистам всегда были костью в горле.
Кариньш выступил в СМИ с заявлением, что празднований 9 мая в Латвии быть не должно, поскольку в этот день республика была, по его мнению, "оккупирована советскими войсками".
И к сожалению, в свете нахлынувшей на Латвию волны русофобии, идея Кариньша о запретах любых мероприятий 9 мая может реализоваться. Правда, в каком виде и насколько абсурдно все будет выглядеть – вопрос.
Впрочем, после того, что в стране творилось во время пандемии коронавируса можно и не сомневаться, что в Латвии все может дойти до крайних форм абсурда.
Людей с цветами могут "крутить" полицейские возле памятника Освободителям. Ветеранов, которые решатся надеть ордена и медали, могут задерживать и штрафовать. Это запросто может происходить и на кладбищах, где захоронены павшие герои. А если кто-то решит собраться с товарищами и ветеранами дома, так благодаря "бдительным соседям" их тоже могут штрафовать.
Словом, 9 мая в Латвии и ее столице может случиться все, что угодно, и это совершенно непредсказуемо.
Историк Влад Богов в ответ на слова Кариньша сказал следующее в разговоре с корреспондентом Sputnik Латвия.
"Я не думаю, что кто-либо сможет помешать людям возложить цветы возле памятника Освободителям или на любом кладбище, где захоронены истинные герои, павшие в годы Великой Отечественной. Также никто не сможет помешать друзьям собраться дома и отметить Великий праздник. Не думаю, что Латвия с подачи премьер-министра дойдет до крайних форм маразма. Да и заявлять, будто 9 мая Латвия была оккупирована советской армией, – глупость во всех смыслах и намеренное искажение истории. Во-первых, советская армия Латвию освобождала от фашистов. Во-вторых, Латвия в мае 1945-го уже давно была частью Советского Союза, так о какой тогда "оккупации" 9 мая может идти речь?" - подчеркивает Богов.
В свою очередь, юрист и активист-общественник Елизавета Кривцова на днях выступила в СМИ со следующим заявлением.
"Никто не может изменить тот факт, что 9 мая 1945 года люди радовались окончанию войны. Поминать павших, вспоминать героев, говорить "нет войне" можно и 8, и 9, и 10 мая. Нет в этом ничего предосудительного. Предосудительно прославлять войну и военных преступников, причем всегда. Предосудительно и коверкать историю, заявляя, что Великая Отечественная война как "часть" Второй мировой войны якобы была войной СССР против Запада. Нет, это была война всей Европы, всего мира против нацизма. Лично я считаю, что в 9 Мая органично сочетается все: это и праздник окончания второй мировой войны, и день Европы - начало миропорядка, основанного на правах человека и уважении к суверенитету всех наций. И нет никаких оснований запрещать праздновать 9 Мая. Это не повод Латвии превращаться в полицейское государство, не повод запрещать высказываться. Не надо перед лицом кризиса и невероятных человеческих трагедий сегодня скатываться в показушную борьбу с названиями, буквами и датами", - призвала Кривцова.
Она также заметила, что еще пару недель назад МВД сообщало, что не видит особых рисков на 9 мая, а уже сегодня начальник полиции любое собрание больше двух предлагает считать чуть ли не госизменой.
"Это чистой воды политическое давление. Источник его - ксенофобские убеждения Национального объединения и Новой консервативной партии. И это не имеет ничего общего с защитой демократии, свободы и уважением суверенитета всех наций", - заключила Кривцова.