РИГА, 25 мар — Sputnik. Из-за российской спецоперации на Украине первоначальный план поставок новых электропоездов в Латвию может быть изменен, сообщает газета "Сегодня".
Летом 2019 года предприятие Pasažieru vilciens заключило договор с чешской компанией Škoda Vagonka о поставке 32 электропоездов. Škoda обязалась поставить все 32 электропоезда до конца 2023 года.
За день до начала российской спецоперации глава Škoda Vagonka Мартин Беднарз заявил, что первые электропоезда в Латвии могут быть переданы для тестирования уже в марте или апреле этого года, и министру сообщения Талису Линкайтсу в Чехии продемонстрировали готовые электрички.
Как рассказал председатель правления АО Pasažieru vilciens Янис Григулис, сейчас компания связывается с представителями Škoda каждый день, но вопрос поставок до сих пор не решен.
"Сейчас у них проблемы с закупкой отдельных комплектующих. Также теперь есть вопрос, как доставить поезда в Латвию. Изначально планировалось, что поезда из Чехии будут доставляться через территорию Украины и Беларуси, потому что там такая же колея, как и у нас в Латвии. Сейчас этого не может быть. Поэтому рассматриваются альтернативные варианты доставки", — сказал Григулис.
Напомним, что в России, Украине, Беларуси и странах Балтии используется железнодорожная колея шириной 1520 мм, а в Европе - 1435 мм. Изменить это положение вещей должна была железная дорога Rail Baltica, однако она далека от завершения, и в любом случае ее строительство теперь под вопросом из-за роста цен и сложностей с поставками металла.
Кроме того, до обострения конфликта на Украине Škoda закупила большое количество необходимого металла, который хранится на складах компании, поэтому комплектующие на большое количество поездов уже есть. Однако поезд состоит не только из боковых и напольных блоков, но и из множества мелких компонентов.
"У нас еще будет много дискуссий о том, как текущая ситуация повлияет на производство дальнейших поездов. Однако уже есть признаки того, что будут отклонения от первоначального плана. Насколько значительными они будут, зависит от способности Škoda быстро найти альтернативы", — сказал Григулис.
Как ранее рассказал Григулис, все пассажирские поезда, которые сейчас находятся в распоряжении Pasažieru vilciens, выпущены до 1988 года, поэтому для их ремонта в основном использовались детали, произведенные в России и Беларуси. Теперь купить запчасти в этих странах невозможно, а собственные Латвия не производит.
Таким образом, Pasažieru vilciens не может ни починить свои старые поезда, ни получить новые им на смену.