РИГА, 28 фев — Sputnik. Ряд стран Евросоюза закрыли свое небо для российских самолетов, на что Россия ответила закрытием своего неба. Начали этот невыгодный обеим сторонам процесс Польша и Чехия, но основные убытки несут крупные немецкие авиаперевозчики, пишет германское издание Wirtschaftswoche. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Усиленные антироссийские санкции грозят проблемами европейским авиалиниям — повысятся расходы, возможны запреты на полеты — но страшнее всего возможные российские контрсанкции.
До последнего времени упоминания о России приводили шефа "Люфтганзы" Карстена Шпора в хорошее настроение. В бытность свою пилотом он, незадолго до наступления нового тысячелетия посадил первый самолет немецкой авиалинии в тогда еще небольшом аэропорту Нижнего Новгорода. Это остается одним его лучших воспоминаний о работе в авиации.
Но в последние дни настроение Штора изменилось не в лучшую сторону. Спецоперация России на Украине может повлечь за собой значительно более жесткие санкции ЕС, чем раньше. А это, в свою очередь, больно ударит по "Люфтганзе" да и по всей гражданской авиации.
На третий год пандемии клиенты авиакомпаний почувствовали, что близится конец ограничений. Согласно данным компании Skyscanner, бронирование авиабилетов в такие регионы, как Греция, Египет и Доминиканская Республика, стало даже более активным, чем два года назад. Но несмотря на это, гражданская авиация и в этом году недосчитается около трети от числа своих докризисных клиентов. Даже без украинского кризиса почти всем авиакомпаниям грозили убытки по итогам года.
Однако теперь эти убытки могут возрасти. Одна из причин этого — поднявшиеся цены на топливо. С декабря авиационный бензин подорожал на четверть и стоит сейчас значительно больше, чем во время докризисного бума. А так как из-за высокой задолженности, возникшей во время кризиса с коронавирусом, у большинства авиакомпаний не было денег на стабилизацию цен, их эксплуатационные расходы возросли на 10%.
Кроме того, бизнес авиакомпаний страдает от конфликта на востоке Европы. Хотя прекращение полетов на Украину лишило "Люфтганзу" всего половины процента пассажиропотока, значительное число пассажиров использовали Украину для пересадки на другие европейские направления и для полетов в дальние страны. Их отсутствие привело к тому, что эти направления приносят меньше денег, так как самолеты заполнены не полностью.
Этот эффект будет значительно ярче выражен в сфере полетов в Россию. Сегодня на полеты в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Ростов приходится лишь 2% оборота "Люфтганзы", однако в лайнерах до сих пор сидит на удивление много обеспеченных частных клиентов, бизнесменов и пассажиров, летящих с пересадками. Если из-за конфликта количество продаваемых билетов упадет, в особенности если ЕС — как это случилось в конфликте с Беларусью— ограничит полеты, то "Люфтганза может утратить до трех процентов оборота.
Помимо сокращения пассажиропотока, существует угроза, что на убыль пойдут и грузоперевозки. 5% немецких грузов поступают в настоящее время из российских авиапортов. Тут на "Люфтганзу" приходится лишь малая часть, потому что на этих направлениях используются преимущественно небольшие самолеты, способные взять на борт меньше контейнеров, чем широкофюзеляжные лайнеры.
"Но так как мощностей для воздушных перевозок грузов из России и обратно все еще не хватает, а мы перевозим много высокотехнологичных товаров, то грузоперевозки почти всегда имеют смысл, даже если пассажирский салон заполнен не полностью", — говорит глава "Люфтганзы".
Если учесть перевозку пассажиров и грузов, то запрет на полеты принесет "Люфтганзе" убытки в размере более 10 миллионов евро в неделю.
Однако основной грузооборот приходится на российские авиалинии, например на Volga Dnepr Airlines и ее дочернюю компанию Air Bridge Cargo. Эта группа компаний управляет из аэропорта Лейпцига одним из самых больших парков воздушных судов, состоящим из построенных на Украине транспортных самолетов фирмы "Антонов". Ее услугами в прошлом пользовался и бундесвер, когда требовалось перевезти тяжелую технику в Афганистан или обратно. Кроме того, Air Bridge Cargo перевозит медикаменты и многие товары из Китая, где после начала пандемии ощущается дефицит транспортных мощностей. Запрет на полеты для этих авиалиний ударит и по Германии.
Но главное беспокойство в отрасли вызывает, прежде всего, перспектива введения российских контрмер.
"Если Кремль в ответ на санкции ЕС закроет свое воздушное пространство, то это приведет к серьезному нарушению работы многих авиакомпаний", — говорит Алекс Ирвинг, аналитик нью-йоркского брокерского дома Bernstein.
Новая блокада воздушного пространства затронет все авиаперевозки между Европой и Восточной Азией: маршруты в Японию, Китай и Сингапур пролегают по воздушному пространству России. Чтобы и дальше обслуживать эти направления, авиакомпаниям придется лететь в обход России. Например, самолеты в Китай будут пользоваться воздушным пространством Турции и Таиланда. А маршрут в Японию будет, вероятно, проходить через Северный полюс и Аляску.
Удлинение маршрута приведет не только к увеличению расхода топлива: так как многим самолетам по пути приходится дозаправляться, то, например, полет из Франкфурта в Пекин вместо нынешних девяти часов будет длиться 17 часов, а пассажир, летящий из Мюнхена в Токио, будет находиться в пути 19 часов, вместо сегодняшних одиннадцати.
Однако воздушным перевозчикам из арабского региона закрытие воздушного пространства России будет только на руку. Ранее Emirates и Turkish Airlines страдали от того, что платежеспособные бизнесмены из Западной Европы предпочитали летать в Восточную Азию рейсами своих отечественных компаний, поскольку полет через Персидский залив или Босфор длился на одну треть дольше, чем через Франкфурт, Амстердам или Париж. Этот недостаток потеряет свое значение при ситуации, когда европейцам придется облетать Россию с юга.
Лучше других закрытие неба России, вероятно, переживет и "Люфтганза". Ее лайнерам также придется делать крюк, но хотя бы часть своих клиентов она сможет по-прежнему доставлять на Дальний Восток по нынешнему, более короткому маршруту. Это станет возможным благодаря ее тесному сотрудничеству с Air China.
"Так как это направление мы обслуживаем как совместное предприятие, с финансовой точки зрения для нас почти нет разницы, полетит ли пассажир в нашем самолете или на самолете нашего партнера", — говорит шеф "Люфтганзы" Шпор.
Возможно, благодаря этому "Люфтганза" сможет заполучить пассажиров своих самых важных конкурентов Air France, KLM и British Airways, а также более мелких перевозчиков типа скандинавских SAS или Finnair.