Сегодня поступило несколько важных сводок с поля культурных битв между цивилизациями (не побоимся этого слова). Сначала сообщили, что в нью-йоркском Карнеги-холле отменили выступления российского пианиста Дениса Мацуева и дирижера Валерия Гергиева. Венскому оркестру нашли другого дирижера, возможно, правильной страны и убеждений.
Затем появилась информация, что Минкультуры Литвы настойчиво попросил прославленного литовского режиссера Римаса Туминаса покинуть Театр имени Вахтангова в Москве. Также об уходе из театра им. Маяковского в социальной сети написал и другой литовский режиссер, руководитель театра Миндаугас Карбаускис.
А вот и вести с наших подмостков. В будущем Латвийская национальная опера и балет (ЛНОБ) будет сотрудничать только с теми приглашенными артистами, которые четко и недвусмысленно публично "выразят осуждение России" из-за ситуации на Украине, сообщает ЛНОБ в социальных сетях.
В знак солидарности с народом Украины ЛНОБ призывает к выражению публичного осуждения со стороны тех артистов, чьи концерты в Латвийской национальной опере организуют другие организаторы мероприятий. В противном случае уже заключенные договоры аренды будут расторгнуты.
Также с сегодняшнего дня перед каждым выступлением оркестр Латвийской национальной оперы будет исполнять национальный гимн Украины. Это уже просто какая-то сплошная Хованщина получается.
Не, ну а вы представляете, как это унизительно будет выглядеть на практике. Как в полицейском околотке: отвечай, сволочь, любишь председателя? Мне одной кажется, что это так же унизительно, как требовать у человека доказательства, что он не подвергся обрезанию? Или так: мы вас приглашаем исполнить у нас роль принцессы Турандот, но сначала вы должны поклясться, что не поддерживаете Россию. Желательно со сцены. И еще лучше - плюнуть или метнуть дротик в портрет лидера державы, которую в Латвии назначили вражеской. А вот вам актуальное либретто: "Онегин, я скрывать не стану. Не рад я путинскому плану!"
И потом, при всем уважении, сдается мне, не настолько наш ЛНОБ привлекателен для звезд мировой сцены, чтобы он мог воротить нос от хороших исполнителей из-за их политических убеждений. Из-за такой принципиальности мы уже потеряли транзит. Теперь, похоже, начинается жертвоприношение культуры.
Раньше, в далекие дикие времена считалось, что спорт и искусство - послы мира. Но сегодня, как ярко показывают те же Олимпийские игры, спорт стал инструментом наживы и политических расправ. Та же печальная судьба постигла и искусство, которое никогда не знало границ и служило тому, чтобы лучше помочь понять людей других традиций, культуры и убеждений, убедиться, что они - такие же люди как вы сами и не стоит их демонизировать.
Даже в самые лихие годы холодной войны Большой балет был визитной карточкой советского государства - строителя коммунизма. Но, кажется, никто перед гастролями не требовал у примы или хореографов проклясть Маркса-Ленина.
На днях к отряду добровольцев-отказников от поездок в Россию присоединилась Интарс Бусулис, Prāta vētra. И латвийский певец Ральф Эйландс призвал всех коллег прекратить ездить в Россию, руководствуясь лозунгом "деньги не пахнут". Хотя хочется, все же, верить, что артисты выступают в других странах не только корысти ради, но и для того, чтобы люди лучше узнали и поняли друг дружку и им меньше хотелось бы друг в друга стрелять.