Обзор событий недели в Латвии с Линдерманом и Губиным

Линдерман: Латвия в ситуации с Украиной и значение референдума о языке для русских

Какое отношение Латвия имеет к шумихе вокруг Украины и что вообще происходит? Что будет с "антиковидными" ограничениями в Латвии? Зачем русским Латвии нужен был проигрышный референдум о статусе языка?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 16 фев - Sputnik. На фоне фантазий западных СМИ о ситуации вокруг Украины, МИД Латвии призвал латвийских граждан, которые находятся на территории этой страны, в срочном порядке возвращаться домой. Более того, в МВД Латвии заявили, что готовы создать центр по размещению беженцев с Украины недалеко от латвийско-российской границы.
Зачем Латвия влезла в эту надуманную истерию? Стоит ли серьезно к этому относиться или нельзя воспринимать без иронии?
Об этом и не только об этом говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.

Украина, Россия, США... При чем тут Латвия?

Линдерман отмечает, что данная ситуация заслуживает юмористического отношения, хотя и в ней есть серьезные нотки.
Операция по принуждению России к войне провалилась
Публицист вспоминает, что этот психоз с Украиной начался в октябре - ноябре с публикации в NYT, где было четко сказано, что Россия готовит войну, которая начнется через несколько месяцев, и уже сейчас надо готовиться, проинформировать союзников, и далее включился пропагандистский хор.
"Я задумался, почему это произошло, почему включили план виртуального психоза на пустом месте. И выяснил, что третьего ноября, буквально за полторы недели до начала этой кампании, демократы проиграли выборы в штате Вирджиния. Это были очень важные выборы - выборы местного губернатора. В американских СМИ их даже назвали катастрофой для Демократической партии. Трамп и его сторонники выиграли, Трамп объявил, что идет на выборы. А демократы восприняли все как катастрофу. И тогда они включили план Б. В Америке есть такие тестовые штаты, то есть, если ты там проигрываешь, ты проиграешь выборы. И Вирджиния относится к этим штатам", - пояснил публицист.
Получается, по мнению Линдермана, вся шумиха, которая сейчас поднялась с Украиной, нужна исключительно для поднятия рейтинга. Просто нужно было шоу.
Публицист считает, что нагнетание планировалось довести до крайней степени, а потом Байден должен выйти как миротворец, поговорив с российским президентом по телефону.
Публицист обращает внимание на то, что для США это смена повестки. Отвлечение от тем, которые в Америке провалены, - это инфляция, вакцинация, кроме того, там встали автомобильные заводы из-за протеста канадских дальнобойщиков. А спасение Украины непонятно от чего - отличный жест для отвлечения внимания. При этом Украина оказалась в самом нелепом положении, считает Линдерман.
Украинцы поняли, что их используют как пешку на доске, это, как замечает Линдерман, становится очевидным исходя из заявлений президента Украины Владимира Зеленского.
Зеленский заявил о запугивании войной и призвал депутатов не сбегать: МИД РФ оценил речь
При этом Линдерман отмечает, что задумывался о том, может ли эта виртуальная войнушка перерасти в реальный конфликт.
"Если люди могут придумать войну с заходом подводной лодки в воды другого государства, не предпримут ли они и дальше какие-то подобные движения? Такими вещами занимаются политтехнологи, которые никогда не были на войне и не умеют держать в руках автомат и разыгрывают это как кино. Тем временем на Украину везут реальное оружие. Где гарантия того, что дело не дойдет до крупной провокации со стороны Украины?" - задается вопросом Линдерман.
При этом в Латвии власти уже придумывают, как использовать ситуацию, если дело дойдет до реальной заварушки. К примеру, под шумок можно снести памятник освободителям, отмечает публицист. Хотя при этом, если и есть тональность шапкозакидательства со стороны латвийских властей, они одновременно все же опасаются того, что может произойти, подчеркивает Линдерман.

Что будет с ограничениями?

Тем временем эпидемия коронавируса продолжается. И власти Латвии пытаются выработать стратегию снятия ограничений. Делают это, правда, весьма неохотно.
Линдерман подмечает, что о снятии ограничений думают не только в Латвии, более того, другие страны уже заметно сбавляют обороты. И Латвия не является выходящей из ряда вон в данном случае.
Павлютс заявил, что нельзя отменить все ограничения из-за COVID-19 прямо сейчас
За рубежом значительная часть населения хочет отмены сегрегационных мер - когда одним можно, а другим нельзя.
"Что касается Латвии, тут есть такие сведения, что у главы Минздрава Даниэля Павлютса есть интересы, касающиеся рекламы вакцинации. Кроме того, в правительстве боятся, что после снятия ограничений начнется волна исков. Здесь открывается возможность возбуждения уголовных дел. И неизвестно, как поведут себя судьи в такой ситуации. Потому что могут быть приняты решения, которые правительству не понравятся", - считает Линдерман.
По его мнению, если судьи начнут отказываться от ограничительных мер в ЕС, США и Канаде, то Латвия не останется непуганым островком. В противном случае власти затянут все это до выборов, чтобы не давать почвы для конфликтов.

Зачем нужен был референдум о языке?

Между тем в Латвии состоялась дискуссия под названием "Поворотный момент - 10 лет" - в честь того, что 18 февраля 2012 года исполнилось 10 лет со дня проведения референдума о статусе русского языка.
На этом референдуме президент Латвии Эгилс Левитс выступил с заявлением о том, что 10 лет назад Латвия пережила конституционное потрясение, и сказал спасибо тем, благодаря кому русский язык не стал вторым государственным в стране.
Левитс назвал референдум о статусе русского языка конституционным потрясением
Линдерман, как человек, который имел отношение к организации референдума, заявил, что очень рад словам Левитса, потому что латвийский лидер оценил его действия и действия его товарищей высоко, назвав их конституционным потрясением.
Линдерман отмечает, что поскольку сам был участником и руководителем того процесса, не сможет выступать в роли аналитика. Но он поделился тем, что считает, что был такой момент, когда националисты совсем распоясались и у русского населения стало исчезать чувство общности.
"Было необходимо мероприятие, которое бы вернуло ощущение, что русские - часть великого Русского мира с великим прошлым, настоящим и будущим. Линдерман считает, что с этой задачей справились, хотя арифметически - нет. Но в таких ситуациях важна не арифметика", - отмечает публицист.
По его мнению, с задачей возвращения позитивных эмоций и веры в то, что русские выстоят, тогда удалось справиться.
"И такие акции должны периодически проходить, чтобы держать оборону. А рассчитывать на что-то и ничего делать - это всегда пусть к поражению", - заключил Линдерман.