РИГА, 11 фев – Sputnik. После запрета правительства Литвы закупать в Беларуси соль для посыпки дорог некоторые муниципалитеты уже вынуждены покупать ее в Египте или других африканских странах в два-три раза дороже, сообщает Sputnik Литва.
До недавнего времени Литва закупала дорожную соль производства белорусской компании "Беларуськалий". Однако из-за конфликта Литвы и Беларуси мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс осенью прошлого года обратился в правительство с просьбой ввести национальные санкции в отношении белорусской соли, чтобы муниципалитеты не были вынуждены ее покупать.
Мэр Йонавы Миндаугас Синкявичюс рассказал, что эта принципиальная позиция будет дорого стоить литовским муниципалитетам. Коммунальные службы Утены и Паневежиса уже вынуждены закупать соль в Египте, так как их запасы белорусской соли истощились.
"Белорусская соль у нас еще есть, но мы уже начинаем интересоваться ценами на следующий зимний сезон. И они в три раза больше. Допустим, за тонну белорусской соли мы платили 65 евро, а за тонну египетской соли просят 150 евро. Очевидно, что в следующем году бюджетам городов и районов потребуются дополнительные средства, которые можно было бы направить на другие цели", — сказал мэр Йонавы.
По оценке Синкявичюса, среднему самоуправлению, такому как Йонава, для покупки соли потребуется не менее 50 тысяч евро за зимний сезон. Правда, эта сумма может еще увеличиться за счет роста транспортных, брокерских и складских расходов.
"Перевозка соли из Африки поездом невозможна, потребуются корабли. Количества, заказанные Йонавой, вероятно, будут слишком малы, поэтому придется искать посредников. Нам нужно адаптироваться и к другим вещам, нам нужно научиться работать с каждым поставщиком. Не менее важно и то, что придется разместить заказ, поскольку цепочки поставок нарушены и, вероятно, такими и останутся", — сказал он.
При этом депутат Сейма Альгирдас Сисас (Социал-демократическая партия) не исключает того, что белорусская соль может попасть в Литву только через посредников.
"Непонятно, будем ли мы покупать ту же белорусскую соль в три раза дороже, только расфасованную в других странах. Министр транспорта и коммуникаций [Марюс Скуодис] не исключает, что белорусские удобрения будут проходить через Литву благодаря посредникам, так почему так же не может быть и с солью?" — спросил он.
С 1 февраля вступил в силу запрет на транзит грузов "Беларуськалия". Минск в ответ на действия Литвы заявил о прекращении с 7 февраля железнодорожного транзита через свою территорию некоторых категорий литовских грузов, в том числе нефтепродуктов и удобрений.