РИГА, 11 фев — Sputnik. Президент Латвии Эгилс Левитс назвал антиконституционным референдум 2012 года, на котором жители Латвии голосовали по вопросу предоставления русскому языку статуса второго государственного Латвии, передает BВ.lv.
Левитс выступил в рамках дискуссии "Поворотный момент: десять лет со дня референдума о языке", организованной канцелярией президента.
"Десять лет назад (18 февраля 2012 года – ред.) наша страна пережила конституционные потрясения, которые оказались значительным поворотом в нашем понимании смысла существования латышского государства, латышскости и латышского языка", - сказал Левитс в ходе дискуссии 11 февраля.
По словам Левитса, действовавшая на тот момента редакция закона о референдумах была применена механически, и "в результате целенаправленной провокации была собрана необходимая 1/10 часть подписей избирателей под проектом изменений в Конституцию".
По его словам, вопрос о латышском характере латвийского государства и латышском языке как единственном официальном языке относится к конституционным основам латвийского государства, которые не могут быть пересмотрены и изменены даже на референдуме.
"Как независимое и правовое национальное демократическое государство Латвия была создана навеки как общее благо для всех поколений нашего народа. Одно поколение со случайным большинством не вправе лишить будущие поколения страны", - сказал Левитс.
Президент также считает, что референдум 2012 года затронул не только вопрос языка, но и более важный вопрос о сущности и существовании Латвии как национального государства. "Мы как группа граждан Латвии полностью выполнили свой гражданский долг и защитили основы нашей Конституции", - сказал Левитс.
В 2012 году более миллиона граждан Латвии отправились на избирательные участки, чтобы ответить на вопрос референдума: поддерживают ли они поправки в Конституцию, которые установят для русского языка в Латвии статус второго государственного. В итоге голосование провалилось - только четверть выступила в поддержку русского как государственного, что примерно соответствует доле русскоязычных граждан.
Несмотря на то что результат референдума был понятен, сам факт вынесения такого вопроса на голосование вызвал раздражение правящей элиты. Глава юридической комиссии Сейма Илма Чепане говорила, что демократия – это не вседозволенность и нельзя проводить референдумы по поводу всего, что приходит в голову. А лидер Национального объединения Райвис Дзинтарс вообще назвал его антигосударственной акцией, и его партия даже хотела подать иск в Конституционный суд о признании референдума антиконституционным.
После завершения референдума правящая элита сделала все возможное, чтобы подобное не повторилось, приняв соответствующие поправки к закону. Если раньше для запуска референдума его инициаторам необходимо было собрать лишь 10 тысяч подписей граждан, а на втором этапе к сбору 10% подписей избирателей подключался ЦИК, то теперь он исключен из этого процесса. Ныне такое количество автографов, составляющее около 150 тысяч, нужно собрать самим желающим провести референдум, что является практически невыполнимой задачей.
Также инициативу необходимо сначала зарегистрировать в ЦИК, у которого есть право отказать в проведении сбора подписей под законопроектом, если он по форме или содержанию не является полностью разработанным. На основании этого ЦИК не разрешил сбор подписей о предоставлении гражданства всем негражданам в 2012 году и о школьных языках обучения в 2018 году.
Кроме этого, под воздействием референдума за русский язык была принята преамбула к Конституции. В ней указано, что латышский язык является единственным государственным и что латвийское государство создано, чтобы "гарантировать существование и развитие латышской нации, ее языка и культуры". И теперь во многих спорных вопросах, касающихся образования на русском языке, Конституционный суд Латвии принимает во внимание и преамбулу, что существенно усложняет юридическую защиту прав нацменьшинств.
В Латвии проживает менее двух миллионов человек. Государственным языком в стране является латышский. Несмотря на то, что на русском языке говорит около 40% населения страны, он имеет статус иностранного.
Власти страны ведут планомерное наступление на русский язык — его стараются вытеснить из общественной жизни и образования.