РИГА, 2 фев — Sputnik. Латвия может заполучить транзитные грузы литовского производителя азотных удобрений Achema вместо Беларуси, если Минск ограничит перевозки по железной дороге, сообщает obzor.lt.
Накануне премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что Минск готов на жесткие меры в ответ на отказ Литвы перевозить удобрения "Беларуськалия". Правительство Литвы с 1 февраля аннулировало договор о перевозке белорусского калия на фоне введенных Западом санкций против "Беларуськалия", который использовал Литовские железные дороги для транзита своих грузов.
По словам Головченко, Беларусь ответит симметрично. "Решение принято, оно коснется железнодорожного транспорта, который следует с территории Литвы", - заявил Головченко.
В случае ограничения или запрета на транзит литовских грузов через Беларусь экспортерам придется искать альтернативные варианты логистики, возможны маршруты через Латвию.
В частности, литовский производитель азотных удобрений Achema постоянно возит продукцию на Украину через территорию Беларуси, поэтому в таком случае у нее будут серьезные проблемы.
"Если Беларусь решит не принимать железнодорожный транспорт из Литвы, это создаст серьезные трудности как для нас, так и для наших клиентов. Закрытие границ Беларусью привело бы к аннулированию существующих и будущих контрактов с клиентами или перенаправлению логистики продукции через Латвию, что, несомненно, увеличило бы логистические затраты и увеличило бы финансовую нагрузку для нас и наших клиентов", — заявил глава компании Рамунас Миляускас.
В свою очередь, генеральный директор нефтеперерабатывающего комплекса Orlen Lietuvos Михал Рудницкий ранее сообщил, что концерн уже опробовал альтернативные железнодорожные грузовые перевозки на Украину — через Польшу, а не через Беларусь, и по новому маршруту уже доставил около 8% продуктов.
"Мы должны быть готовыми к различным вариантам. Мы хотели попробовать и убедиться, что такая альтернатива существует. Маршрут не длиннее, а менее удобен, потому что подвижной состав нужно менять дважды", — сказал Рудницкий.
В Литовских железных дорогах заявили, что если исключить пустые вагоны от калийных удобрений, то в день в среднем из Литвы в Беларусь следуют около 18 составов.
Планируется, что в феврале ежедневно будет приблизительно 30% поездов от этого количества (5-6), которые будут пересекать литовско-белорусскую границу с литовской стороны, то есть это составы, которые грузят на литовских станциях, а основная их часть будет следовать в Беларусь, Россию и на Украину.
Директор Литовской ассоциации железнодорожных компаний и представитель частного перевозчика LGC Cargo Томаc Кершис заметил, что по железной дороге из Литвы через Беларусь перевозится мало грузов.
"Это может быть какой-то груз на Украину, Orlen и Achema (перевозят - BNS), а в Россию от нас нет", — сказал он.