Принятая Брюсселем программа "С фермы – в тарелку" грозит сокращением на четверть сельскохозяйственного производства в странах Евросоюза, отмечает Елена Караева на радио Sputnik.
Если ее пункты будут выполнены, ЕС не только лишится существенной доли экспорта сельхозпродукции, но и потеряет пахотные и пастбищные территории, а фермеры останутся без работы. К такому выводу пришли специалисты университета нидерландского Вагенингена, составив математическую модель, позволяющую просчитать последствия законодательных инициатив Европарламента.
План перевода сельского хозяйства на так называемые зеленые рельсы, когда постепенно будет сведено на нет использование минеральных удобрений и уменьшен, как любит говорить председатель Еврокомиссии фон дер Ляйен, "карбонный след", то есть выбросы в атмосферу автомобильных двигателей, обнародовали в мае прошлого года. Осенью он был принят парламентариями.
Сельское хозяйство для ЕС всегда было чем-то вроде священной коровы, половина бюджета сообщества вплоть до последнего времени составляли субсидии (в рамках квот) для фермеров. Карты смешала насильственно насаждаемая экологическая повестка.
Настрой тех, кто индоктринирован (добровольно или за деньги) "зеленой" повесткой, уже имеет законные основания. И действовать такой закон будет вплоть до середины века. Пункты его направлены на то, чтобы почти полностью избавиться от химических удобрений, уменьшить размер фермерских хозяйств и резко сократить транспортировку, сделав так, чтобы продукция с грядки попадала бы прямиком на стол потребителям.
Тут стоит заметить, что подобная схема потребления существует в ЕС и сегодня: фермерские рынки, где покупатели прицениваются к овощам и фруктам, – деталь в том числе и туристического пейзажа. Другое дело, что подобный образ жизни доступен очень немногим – поскольку для похода на рынок требуется как наличие свободного времени, так и соответствующий уровень доходов. Так живут очень обеспеченные европейцы – в городах или в богатых пригородах, все остальные покупают еду в супермаркетах.
Именно в супермаркетах есть возможность приобрести еду за сравнительно скромную сумму, поскольку ретейлеры сохраняют систему скидок и бонусов и держат на полках дешевые продукты питания, произведенные фактически на конвейере, без использования компоста, органических удобрений и ручного труда.
Согласно идеологии тех, кто продавил закон "С фермы – в тарелку", доля такой еды – доступной, пусть и не вполне "экологичной", – будет сведена на нет.
Сегодня французская семья из четырех человек (мама, папа и двое детей), экономя (из-за того, что взрослые получают минимальную зарплату) на всем и не покупая "экологические" продукты, может тратить в месяц чуть больше 400 евро. Это примерно одна шестая часть общего семейного бюджета.
В случае, если дешевых, но не "экологических" продуктов не останется, такая же семья должна будет увеличить траты на питание в два с лишним раза – и тогда ей придется потратить примерно 1,1 тысячи евро в месяц на тот же набор. Просто он будет и экологическим (к радости фон дер Ляйен сотоварищи), и попадет еда точно с грядки – прямо в тарелку.
Но это еще не самое страшное, как говорят исследователи из Вагенингена. Тут можно будет добрать экспортом – и, разумеется, из США, где экоповестка мало кого занимает. Главный удар евродепутаты и Еврокомиссия наносят по европейским фермерам, которые будут вынуждены просто продавать свои хозяйства, оказавшись не в состоянии противостоять конкуренции дешевой продукции из США.
Так из сообщества, где еще недавно полки ломились от дешевой еды для всех, ЕС становится местом, где еда будет просто дорогой или очень дорогой.