РИГА, 26 янв — Sputnik. Две зарегистрированные в Литве компании обратились к Lietuvos geležinkeliai (LTG) с заявкой на перевозку продукции "Беларуськалия". Литовские железные дороги обратились в правительственную комиссию национальной безопасности с просьбой оценить один запрос, по поводу второго такое обращение готовится, передает obzor.lt.
Как сообщили в LTG, с 1 февраля компания не будет перевозить продукцию "Беларуськалия".
Lietuvos geležinkeliai уже отклонила заявки трех компаний, поданных после того, как стало известно о расторжении договора на перевозку между LTG и "Беларуськалием". Это были компании "Белинтертранса", одного из крупнейших государственных экспедиторов страны, "Белкалий-Мигао", соучредителем которого является "Беларуськалий" совместно с китайской компанией Migao Corporation Ltd, и "Белорусской калийной компании" (БКК), дочерней структуры "Беларуськалия".
По поводу этих заявок LTG обратилась в комиссию по оценке сделок стратегических компаний, однако решения пока не вынесены.
"Пока комиссия не рассмотрит документы, LTG решила не предпринимать никакие действия по запросу БКК заключить договор о перевозке удобрений. Заявки двух других компаний были отклонены, поскольку они обратились по поводу перевозки в рамках договоров, которые уже не действительны, либо таких договоров с LTG у них нет", – говорится в сообщении компании.
"С учетом аргументации этих трех компаний LTG могла отказать выполнять их заявки или не предпринимать никаких действий", – утверждает LTG.
В Lietuvos geležinkeliai сообщили, что, если эти три компании представят новые заявки с новыми аргументами, "потребуется прочная правовая основа для отклонения таких запросов".
Также компания сообщила, что 25 января она обратилась в правительственную комиссию национальной безопасности по поводу заявки, поданной другой компанией, литовской Lit Salt Trade, на перевозку продукции "Беларуськалия".
Lit Salt Trade традиционно поставляет на литовский рынок соль (хлористый натрий), используемую для обработки дорог, производства "Белоруськалия". По поводу этих поставок уже было разбирательство в Литве. В августе 2021 года администрация Вильнюса обратилась в МИД и Департамент государственной безопасности (ДГБ) с просьбой оценить, не противоречат ли поставки продукции компании, связанной с белорусским режимом, национальной безопасности Литвы. В конце августа ДГБ сообщил, что этот вопрос не входит в компетенцию ведомства, запреты не распространяются на контракты, заключенные до 25 июня 2021 года, а санкции не распространяются на продукты, содержащие хлорид натрия.
Контракт с поставщиком действует до октября 2022 года.
Кроме того, к Lietuvos geležinkeliai обратилась компания Belintertrans Baltik - дочерняя структура белорусской транспортно-экспедиционной компании "Белинтертранс". LTG планирует обратиться в связи с этой заявкой в правительственную комиссию, но еще не сделала этого.
С 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву пока не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки.
Однако правительство Литвы 12 января утвердило принятое в декабре заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий, что договор между Литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности, поэтому должен быть расторгнут. В дополнение к предотвращению любого возможного транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву правительство надеется подготовить проект поправок к закону о международных и экономических санкциях к концу января. Если кабмин утвердит их в феврале, Сейм примет их в срочном порядке.