РИГА, 24 дек — Sputnik. Литва в случае досрочного расторжения договора компании Lietuvos geležinkeliai с "Беларуськалием" должна будет выплатить штраф от 600 миллионов евро, заявил глава экономического комитета Сейма Казис Старкявичюс, передает РИА Новости.
Он отметил, что цены на калийные удобрения "поднялись на космическую высоту".
"Цена уже в любом случае огромная. Если нам придется платить штраф (в случае, если договор Литовских железных дорог с "Беларуськалием" будет расторгнут в одностороннем порядке – ред.), то (начиная – ред.) не с 200 миллионов, а с 600 миллионов… Мы в некоторые годы, можно посчитать, возили около 10 миллионов тонн калия… Это предварительные числа", – сказал политик в эфире "Новостного радио".
По словам Старкявичюса, потеря бюджетом такой суммы (в случае разрыва договора) будут шоком для экономики Литвы. Он также подчеркнул, что договоры Lietuvos geležinkeliai с "Беларуськалием" являются долгосрочными – до 2023 года.
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, Lietuvos geležinkeliai ищет способы вернуть аванс, перечисленный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подготовило законопроект о применении санкций в отношении Беларуси, необходимых для обеспечения нацбезопасности. Документ предлагает запретить импорт продукции из Беларуси, закупаемой напрямую или через посредников. Это также предотвратило бы транзит удобрений "Беларуськалия" через территорию Литвы, считают чиновники.
В свою очередь, правительственная комиссия по проверке сделок стратегических предприятий 21 декабря объявила, что договор Литовских железных дорог с "Беларуськалием" и изменения в нем представляют угрозу для безопасности страны. Окончательное решение должно будет принять правительство в течение 15 дней, что, скорее всего, состоится в начале января.