РИГА, 21 дек — Sputnik. В XXI веке трудно провести границу между экологическими и гуманитарными катастрофами, пишет The Guardian.
По мнению ООН, Мадагаскару грозит первый в мире голод, вызванный изменением климата. Он будет не последним. Большие города ощущают нехватку воды из-за осушения водоносного горизонта. Загрязнение воздуха убивает по десять миллионов человек в год. Синтетические химикаты в земле, воде и воздухе оказывают влияние как на природу, так и на людей.
Однако верно и обратное: гуманитарные катастрофы, а точнее, жестокая и иррациональная реакция властей на них, вызывают экологические катастрофы. И самый очевидный пример этого - заграждения на границах.
Сейчас Польша при помощи 140 британских военных инженеров строит вдоль 180-километровой границы с Беларусью стальное заграждение высотой 5,5 метра. Помощь Великобритании поможет ей заключить с Польшей сделку на поставку оружия на 3 млрд фунтов.
Эту стену называют мерой безопасности, однако она ограждает Европу не от угрозы, а от одних из самых несчастных людей на свете - беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, которые бегут от преследований, пыток и массовых убийств. Они оказались заперты на границе посреди зимы, они мерзнут, голодают, им некуда идти.
Когда пала Берлинская стена, нам обещали, что это означает начало новой эры свободы. С тех пор было построено больше стен, чем разрушено. Начиная с 1990 года Европа построила на своих границах заграждения, которые в общей сложности в шесть раз длиннее Берлинской стены. После конца холодной войны количество заграждений на границах выросло с 15 до 70, их общая длина составляет 47 тысяч километров. Для людей, оказавшихся перед этими заграждениями, жестокость капитализма неотличима от жестокости коммунизма.
Гуманитарные последствия заграждений на границе хорошо изучены, но их экологические последствия не менее ужасны. Дороги и фермы мешают диким животным, но ничто не ставит перед ними преграду так эффективно, как заграждения на границе. Сейчас мы как никогда раньше понимаем важность экологической взаимосвязанности и одновременно с беспрецедентной скоростью разделяем ареалы обитания.
Мы знаем, что даже в крупных заповедниках дикие животные могут оказаться на грани вымирания, если не смогут смешиваться с другими популяциями: их генетическое разнообразие снижается, делая их более уязвимыми к болезням. Заграждения не позволяют им мигрировать из-за меняющихся природных условий - а они сейчас меняются быстро. Популяция за забором во многих случаях - это обреченная популяция.
Новая стена между Польшей и Беларусью, помимо прочего, разрежет на две части Беловежскую пущу, крупнейший девственный лес в Европе. Временное заграждение из колючей проволоки уже преграждает пусть бизонам, волкам, кабанам, рысям, оленям и лосям и мешает медведям, которые лишь недавно вернулись в эти места, снова заселить леса. В нарушение Директивы ЕС об охране природных мест обитания, дикой флоры и фауны, а также международных соглашений, исследование влияния этого заграждения на окружающую среду не проводилось.
Подобные катастрофы происходят по всему миру. Из-за заграждения, воздвигнутого между Словенией и Хорватией в 2015 году, могут исчезнуть живущие в Динарском нагорье рыси. Вдоль заграждения регулярно находят трупы оленей, запутавшихся в колючей проволоке.
Заграждение между Индией и Пакистаном привело к сокращению популяции кашмирских винторогих козлов. Самая длинная граница в мире, отделяющая друг от друга Россию, Китай и Монголию, разделила на части популяции диких ослов, антилоп дзеренов и других степных вымирающих видов. "Стена Трампа", отделяющая США от Мексики, угрожает существованию нескольких редких видов млекопитающих, а также воробьиным сычикам, которые летают слишком низко и не могут преодолеть стену. Пустынные виды выживают благодаря тому, что регулярно мигрируют из засушливых мест в более благоприятные, стены на границах делают это невозможным.
Уже больше ста лет существует вид правого экологического движения, которое приравнивает миграцию к загрязнению окружающей среды. Один из основателей движения за охрану природы США, создатель сети национальных парков Мэдисон Грант был также автором опубликованной в 1916году книги "Конец великой расы", которую Гитлер называл своей библией.
Грант считал, что, защищая экосистему Северной Америки, он защищал владения северной "доминирующей расы". Будучи секретарем зоологического общества, он добился того, чтобы конголезский пигмей Ото Бенга был помещен в зоопарк Бронкса вместе с обезьянами.
Ведущий консервативного телеканала Такер Карлсон в 2018 году сказал: "Я ненавижу мусор, и это одна из причин, по которой я против нелегальной миграции". Европейские крайние правые внезапно переключились с отрицания климатического кризиса на использование его как аргумента против иммиграции - якобы мигранты не разделяют "наши" экологические ценности. Это, кстати, неправда. Исследования показывают, что жители более бедных стран больше заботятся о природе.
Эти идеи не только противоречат лучшему в движении за защиту окружающей среды - эмпатии и заботе о жизни, но и продвигают политику ограничения и сегрегации, которая ведет к экологическим катастрофам. Хотя заграждения на границе и вызывают страдания и смерти, они только частично помогают не пускать в страну людей, полностью перекрывая путь животным.
Стены на границах ускоряют вымирание животных и делают экосистемы непригодными для жизни. Нет никакого конфликта между заботой о планете и заботой о людях, более того, одно невозможно без другого.