РИГА, 19 июл — Sputnik. Вместе с органическим веганским салатом в Германии можно случайно купить немного ксенофобии, пишет Politico.
В культовом германском детективном сериале Tatort ("Место преступления") обычно показывают преступления торговцев органами, похитителей детей и международных шпионов. Однако в одной майской серии преступниками неожиданно оказались фермеры, выращивающие органические продукты. Детективы выяснили, что обитатели мирной фермы в Шварцвальде придерживаются крайне правой идеологии "кровь и почва".
В каждой хорошей выдумке есть доля правды. Так называемые "био-наци" — не изобретение сценаристов: правые экстремисты в Германии действительно любят органическое сельское хозяйство и натуральные продукты.
В последние годы, однако, производство "чистой" еды и даже защита прав животных стали любимыми темами крайне правых. В этом нет ничего нового. В XIX веке в Германии "естественное" питание было левой идеей, однако впоследствии эту тему подхватили фашисты. Еда и политика всегда были связаны, и сейчас "чистые" продукты возвращаются вправо.
"Белые супрематисты" в Германии и по всему миру отказываются от животных продуктов, выкладывают видео с рецептами на Youtube и спорят о том, подходит ли вегетарианская диета для "арийцев".
Местная неонацистская Национал-демократическая партия давно выступает против генной инженерии, патентов на живые организмы и иностранных инвестиций в добычу угля, так что может смело представлять себя как защитника окружающей среды.
Риторика крайне правого экологического движения особенно хорошо представлена в баварском журнале Umwelt & Aktiv ("Окружающая среда и активный образ жизни"), посвященного защите природы, животных и "отечества". На обложках по очереди появляются идиллические фото германских сельских пейзажей и политические карикатуры, а между статьями о полезных травах, сокращении популяции пчел и запрете промышленной ловли дельфинов прячутся откровенно ксенофобские заметки.
Означает ли это, что все "зеленые" на самом деле "коричневые"? Не совсем. Хотя люди используют еду, чтобы продемонстрировать свою классовую, религиозную и политическую принадлежность, способы, которыми они это делают, очень сложны и переменчивы. Историк Коринна Трейтель объясняет, что "натуральная еда" в Германии использовалась многими политическими течениями.
Сам термин "натуральное" — очень гибкий. Он может означать отказ от переработанных продуктов, сахара, алкоголя и табака. Он может означать отказ от мяса или покупку продуктов с эко-ферм. И любой из этих выборов может быть использоваться для поддержки самых разных идеологий.
Одним из пионеров движения "натурального питания" был прогрессивный религиозный реформатор Эдуард Бальцер. В 1860 годах в Пруссии был голод, и Бальцер уверял, что вегетарианская диета сделает немцев крепче и здоровее, а также будет полезна для экономики: так как для выращивания овощей нужно меньше земли, чем для животноводства, вегетарианство может быть способом, которым Германия обретет сельскохозяйственную независимость. Он видел новую диету способом добиться имущественного равенства между немцами.
Затем нацисты захватили идеи возврата к природе и приспособили их к собственным целям. Кулинарные книги обучали домохозяек кормить семью так, чтобы добиться "продуктовой свободы" Германии: использовать местные продукты, лучше всего сырые, и сократить потребление мяса, жира и яиц.
После Второй мировой войны ученые, работавшие на Третий Рейх, не остались без дела — одни развивали органические фермы в Западной Германии, другие пропагандировали новые диеты в Восточной.
Политика еды продолжает меняться. Многие из нас продолжают ассоциировать защиту окружающей среды, "органическое сельское хозяйство" и вегетарианство с левыми взглядами, но крайне правые также готовы снять с этой нивы урожай.