РИГА, 17 дек — Sputnik. Транзит удобрений "Беларуськалия" может пройти через Латвию, если в этом будут заинтересованы частные латвийские компании, заявил глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис, передает РИА Новости.
"Мне приходилось (обсуждать с Латвией возможность переноса туда транзита грузов "Беларуськалия" – ред.), и такая возможность существует… Такая возможность не исключается, поскольку обязательного режима санкций нет", - сказал Ландсбергис в эфире "Новостного радио".
Ландсбергис также добавил, что подобное решение Латвии будет "плохо понятно" Литве. По его словам, Рига солидарна с решением Литвы закрыть транзит, однако частный латвийский бизнес может извлечь из ситуации выгоду.
"Это решения, зависящие не от правительства (Латвии – ред.). Правительство очень доброжелательно настроено и склонно к сотрудничеству… Но есть частные компании, которые, видя, что юридических последствий нет, прямо могут брать и осуществлять бизнес так, как им кажется", – сказал литовский министр.
Ранее сообщалось, что некоторые латвийские грузоперевозчики подтвердили, что получили запросы "Беларуськалия" о возможности транзита калийных удобрений через территорию балтийской республики и перевалки в ее портах.
Такую возможность подтвердил и представитель LGC Cargo (литовская компания железнодорожных услуг – ред.) и глава литовской Ассоциации железнодорожных компаний Томас Кершис.
"Если в Литве будет принят закон о запрете транзита белорусских грузов, а Латвия такого закона не примет, они могут спокойно принимать их и перевозить, что они и делали успешно до 2012–13 годов", – сказал Кершис.
Он отметил, что оба частных латвийских железнодорожных перевозчика имеют доступ к железнодорожной инфраструктуре, а Латвийская железная дорога позволяет им пользоваться соглашениями как с Россией, так и с Беларусью, чего нет в Литве.
"Все три латвийские компании могут спокойно работать", – считает Кершис.
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, Lietuvos geležinkeliai ищет способы вернуть аванс, уплаченный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подготовило законопроект о применении санкций в отношении Беларуси, необходимых для обеспечения нацбезопасности. Документ предлагает запретить импорт продукции из Беларуси, закупаемой напрямую или через посредников. Это также предотвратило бы транзит удобрений "Беларуськалия" через территорию Литвы, считают чиновники.