РИГА, 15 дек — Sputnik. Некоторые латвийские грузоперевозчики подтвердили, что получили запросы "Беларуськалия" о возможности транзита калийных удобрений через территорию балтийской республики и перевалки в ее портах, сообщает belmarket.by.
Однако перевозчики считают, что Латвия, как и Литва, будет соблюдать американские санкции и транзит белорусских удобрений несет для них риски.
Председатель правления частной латвийской железнодорожной компании Baltijas Expresis, занимающейся перевозками грузов в Вентспилсский порт, Марис Бремзе подтвердил, что с "Беларуськалием" обсуждались технические возможности перевозки удобрений.
"Думаю, они пробуют все возможные варианты, в том числе и Латвию. (...) Мы говорили о железнодорожных технологиях, о том, как обстоят дела с латвийской железнодорожной инфраструктурой. Я не говорю о санкциях, юридических нюансах, я говорю только о технологиях и технических вопросах – да, мы консультировались с "Беларуськалием", – сказал Бремзе.
Он сообщил, что белорусской стороне была предоставлена информация о том, сколько поездов может пройти через Латвию, как их будут пропускать и так далее. Однако Бремзе подчеркнул, что Латвия является членом ЕС и будет соблюдать санкции.
"У нас такая же ситуация, что и в Литве, с такими же правовыми последствиями, я думаю, у нас такие же проблемы, как и у Литвы", - сказал он.
Он напомнил, что Вентспилсский порт раньше успешно занимался перевалкой грузов "Беларуськалия" и может делать это сейчас, не в том объеме, что Клайпедский порт.
Также Бремзе сообщил, что не слышал, чтобы кто-то из грузоперевозчиков пытался перевезти белорусские удобрения через Латвию.
В свою очередь, Иварас Сормулис, председатель правления Baltijas Tranzitas Serviss, член наблюдательного совета LGC Cargo (литовская компания железнодорожных услуг - ред.), говорит, что переговоров с "Беларуськалием" не было.
"Никто еще не консультировался с нами по поводу альтернативного маршрута или чего-то еще. (...) Пока никто не связался со мной, если есть какие-то законные варианты, мы можем их рассмотреть, но если есть санкции, коды продуктов, то мы тоже ничего не будем перевозить", – сказал он.
Сормулис также сказал, что, насколько ему известно, в Латвии никто не перевозит грузы "Беларуськалия", тем более что санкции уже вступили в силу – 8 декабря.
"Санкции есть санкции, никто не хочет их специально нарушать и не будет этого делать. Мы очень тщательно изучаем вопрос санкций: если их нет – мы работаем, если есть – не работаем. Я думаю, что мы все страдаем с экономической точки зрения (из-за введения санкций США против "Беларуськалия" – ред.) – Латвия, Литва, другие страны ЕС", – сказал Сормалис.
Baltijas Tranzitas Serviss в настоящее время перевозит российские удобрения и некоторые нефтепродукты для перевалки в Рижском порту. На вопрос о том, может ли "Беларуськалий" перевести перевалку своих грузов в российские порты Северо-Запада, Сормулис выразил сомнения, что это можно сделать в полном объеме и в краткосрочной перспективе.
"Терминал только строится, он еще не готов. Не думаю, что сейчас можно перевалить такой большой объем (в портах РФ – ред.)", – сказал Сормулис.
В свою очередь, Томас Кершис, представитель LGC Cargo и глава литовской Ассоциации железнодорожных компаний, заявил, что теоретически Латвия может снова забрать грузы "Беларуськалия" у Литвы.
"Если в Литве будет принят закон о запрете транзита белорусских грузов, а Латвия такого закона не примет, они могут спокойно принимать их и перевозить, что они и делали успешно до 2012–13 годов", – сказал Кершис.
Он отметил, что оба частных латвийских железнодорожных перевозчика имеют доступ к железнодорожной инфраструктуре, а Латвийская железная дорога позволяет им пользоваться соглашениями как с Россией, так и с Беларусью, чего нет в Литве.
"Все три латвийские компании могут спокойно работать", – считает Кершис.
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, в Lietuvos geležinkeliai ищет способы вернуть аванс, уплаченный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подготовило законопроект о применении санкций в отношении Беларуси, необходимых для обеспечения нацбезопасности. Документ предлагает запретить импорт продукции из Беларуси, закупаемой напрямую или через посредников. Это также предотвратило бы транзит удобрений "Беларуськалия" через территорию Литвы, считают чиновники.