РИГА, 10 дек — Sputnik. Проблему нехватки учителей можно решить, сбалансировав нагрузку, увеличив заработную плату и повысив престиж профессии, - такое мнение высказала руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага в интервью Latvijas Radio.
Нехватка педагогов — актуальная проблема в Латвии уже на протяжении как минимум десяти лет, а в последние месяцы ситуация еще больше усложнилась из-за обязательной вакцинации от COVID-19. Еще до 15 ноября, когда требование об обязательной вакцинации вступило в силу, в школах Латвии не хватало около 600 педагогов. С тех пор работу в школах потеряли еще более 600 учителей.
Ванага отметила, что профсоюз рассматривает как краткосрочные, так и долгосрочные решения проблемы нехватки учителей. К примеру, по ее словам, учителя без сертификата могут работать удаленно, но это требует дальнейшего обсуждения. Кроме того, оставшиеся педагоги имеют большую долю так называемых контактных часов — а загруженность приводит к выгоранию.
Также она подчеркнула, что из-за нехватки кадров в стране "популярны краткосрочные решения". По ее словам, в последнее время отрасль находится в упадке, а нерешенные вопросы только накапливаются.
Декан факультета педагогики, психологии и искусства Латвийского университета Линда Данейла в программе LTV Rīta panorāma отметила, что, по сравнению с другими странами, Латвии приходится постоянно снижать требования к профессии. Это во многом связано с дефицитом специалистов, что не позволяет предъявлять более высокие требования для получения профессии.
Например, в соседних странах, Финляндии и Эстонии, чтобы стать учителем, требуется степень магистра — таким образом, преподавательские должности занимают действительно профессионалы, отметила декан. Необходима достойная оплата педагогического труда, но в борьбе с нехваткой учителей, считает Данейла, престиж важнее.
Зарплаты учителей в Латвии — одни из самых низких среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По данным ОЭСР, в 2019 году 39% учителей начальных школ в Латвии были старше 50 лет.
Весной 2020 года был запущен пилотный проект Mācītspēks, в реализации которого приняли участие три университета — Латвийский, Лиепайский и Даугавпилсский. Задачей проекта было привлечь специалистов, имеющих образование и практический опыт в какой–либо области, к работе учителя, и помочь им получить необходимое для работы в школе образование и практическую подготовку.