Простите за некоторый пафос. Вспомните, с какой страстью большинство жителей традиционно относящегося к Латгалии Вараклянского края стремились оказаться в более "латышском" Видземе, то есть не под Резекне, а под Мадоной, хотя депутаты Сейма настаивали на обратном.
Может, местные надеялись, что в латышской части Латвии им перепадет побольше внимания и материальных благ? А ведь согласно данным переписи населения 2011 года, в Вараклянском крае примерно 80% населения использовали в общении латгальский язык.
Бои местного значения
Конечно, самые большие драмы случались в кабинетах местных вождей и князьков. Никто не хотел сливаться в экстазе навязанной центром территориальной реформы и делиться властью и стульями, ибо преобразования подразумевали сокращение поголовья местной власти. Шутка ли, самоуправлений поубавилось аж на две трети, а дума и лесопилка - часто единственные работодатели в округе, только первая - с социальными гарантиями и белой зарплатой, чтобы порадеть за родственников.
В ходе реформы наломано много и копий и палок в ее колеса, этот бурелом уже начали разбирать суды. Всего Конституционный суд возбудил 19 дел о соответствии Сатверсме объединения самоуправлений: Гаркалне протестовало против вхождения в Ропажский край, Бабите не желало объединяться с Марупе, Икшкиле не стремилось стать частью Огрского края, и так далее.
Но есть, как говорится, и высший суд. Когда оценивается на весах целесообразности слеза ребенка (привет Федору Михайловичу). На днях поступила душераздирающая информация о том, что в результате присоединения Балдонского самоуправления к Кекавскому балдонские детишки останутся на Новый год без подарков - пакетиков со сладостями! Дело в том, что кекавские бюрократы, выделяющие подарки своим, включили в списки балдонских только с будущего года! Таким образом балдонские дети в новом крае оказались сиротами.
Но вот последний трогательный пример того, как жители латгальской деревеньки схватились за свою родную идентичность и не хотят ее отдавать, как малыш, который не хочет делиться своим новогодним пряником "пипаркукас" с чужим дядей.
Добро пожаловать в Новые Чачи!
Диана Бутлере на портале Pietiek рассказывает, что в середине марта хозяева 22 домов, фактическим местом жительства которых до сей поры было село Поцелуевка, получили от своих местных властей письмо о том, что у их недвижимого имущества новый адрес и функциональное зонирование.
Из письма местные узнали, что еще в 2020 году без всякого общественного обсуждения, руководство Резекненского края утвердило территориальный план края, в результате которого они заснули в родной Поцелуевке, а проснулись в каких-то обидных Новых Чачах ( Jaunie Čači).
Однако, взывает Диана, это не просто территориальное деление. Со сменой адреса у людей отнята существенная часть их идентичности, ведь они были жителями Поцелуевки уже многие поколения. Местные рассказывают, что имя деревни происходит от фамилии когда-то в старые времена проживавшего здесь помещика Поцелуева. Но сегодня это название стало для жителей и нечастых приезжих эмоционально близким, фактически - любимым брендом (маркетинг пришел в глубинку), который способствует позитивизму не только самих жителей, но и туристов, а также популяризации населенного пункта в Резекненском округе. Свидетельством этому - фотки в интернете, сделанные на фоне автобусной остановки в Поцелуевке по дороге на озеро Разнас, которыми люди охотно делятся в интернете.
Не знаем, свечу не держали. Но вполне может быть, что милая сердцу людскому Поцелуевка пала в борьбе против традиционных русских топонимов Латвии. Будем надеяться, что местным удастся отстоять свою историю.