Пока латвийские эпидемиологи ежедневно своих сограждан продолжают пугать десятками новых жертв от COVID-19, работники Центрального статистического управления (ЦСУ) Латвии нашли повод для оптимизма. По их данным, за последние десять лет жилая площадь на каждого жителя Латвии увеличилась сразу на 4 квадратных метра! И теперь на латвийца приходится целых 32,3 квадрата!
Из этого опубликованного статистиками материала выходит, что квартирный вопрос уже не должен портить нас столь же сильно, как он портил жителей булгаковской Москвы без малого сто лет назад. И этот факт сам по себе должен вызвать у нас прилив столь дефицитных в последнее время положительных эмоций!
Что стало причиной такого роста общей жилой площади с 2011 года? Ответ на это вопрос вы вряд ли найдете в данных ЦСУ.
Оптимисты, безусловно, расскажут вам о бурном росте отечественной строительной индустрии. Реалисты же резонно заметят, что, только по официальным данным за последние 10 лет, количество постоянных жителей в нашей стране уменьшилось c 2,074 до 1,893 миллиона человек. Иными словами говоря, с карты как бы пропал такой крупный латвийский город, как Екабпилс или Валмиера, со всеми его жителями.
Кроме того, согласно все тем же статистическим данным только на 76,2% жилой площади жители живут постоянно. В то время как 252,9 тысячи квартир и частных домов (или 23,8 %) стоят пустыми или их используют только время от времени.
Что должно все же вызывать у нас заслуженную тревогу?
Это то обстоятельство, что за последние 20 лет было построено только 7,6% жилья. Более двух третьих жилого фонда приходится на советское время, а 23,7% - на период до 1945 года и даже на дореволюционные времена Российской империи! А следовательно, состояние этих домов должно у наших властей вызывать особую озабоченность.
Еще совсем недавно, каких-нибудь тридцать - сорок лет назад строители использовали другие материалы, иные методы и сроки строительства. Да и отношение к более экономичному использованию, к примеру, тепловой или электроэнергии было совсем другое. Использованные энергоресурсы нам обходились дешево, а наши коммунальные платежи были в буквальном смысле копеечными.
С тех пор многое изменилось. Счет за квартиру теперь для среднестатистической семьи может стать размером с треть, если не больше, заработной платы кормильца. Не говоря уже в сравнении со среднестатистической пенсией. Да и стоимость получаемых нами энергоресурсов только за последние месяцы увеличилась на 40-50%!
Все это должно было бы подводить местные власти и государственных чиновников к мысли о том, что подавляющее большинство жилого фонда давно требует существенной реконструкции. И на эти нужды следует потратить если не собственные латвийские средства, то хотя бы средства из еврофондов, о многомиллионной доступности которых нам правящие политики каждодневно рассказывают.
Но не тем заняты умы государственных мужей. Судя по принимаемому госбюджету, они продолжают строить свою параллельную реальность или с увлечением, достойным лучшего применения, прекраснодушно рассуждают об экологически чистом светлом будущем с нулевым выбросом вредных веществ в окружающую среду.
Хотя, что проще - утепли стены многоквартирных домов и замени давно отслужившие свой срок коммуникации, и не придется тратить столь много ресурсов на обеспечение наших домов теплом, электроэнергией или чистой питьевой водой.
Но, видимо, решение столь "прозаичных" насущных проблем не может стать поводом для новой шумной PR-акции или причиной быстрого карьерного роста. А посему гораздо надежнее будет заниматься ростом своего личного благополучия. И если и строить или капитально ремонтировать жилье, так только свое собственное!
Косвенно эти соображения подтверждаются все теми же статистическими данными.
За последние десять лет около примерно половины построенного жилья, или 47,2%, приходится на частные дома. Причем больше всего домов было построено поблизости от столицы – в Марупском, Бабитском и Стопиньском краях. Для сравнения, в советском двадцатилетии 60–70-х годов только на строительство многоквартирных домов приходилось более 85% нового строительства.