РИГА, 12 ноя — Sputnik, Людмила Прибыльская. Пресловутые правила кабмина №662, установившие требование предъявить "сертификат сотрудничества" всем, кто оказывает услуги очно, Минблаг распространил и на ассистентов людей с инвалидностью, живущих с такими людьми в одной семье: родителей детей-инвалидов и взрослых, получивших I и II группу инвалидности.
С 15 ноября тем, кто не предъявит сертификаты, будет отказано в государственном пособии под предлогом того, что они угрожают здоровью и жизни опекаемого, без предоставления опекаемому альтернативной помощи.
Депутаты Рамона Петравича, Юлия Степаненко, Марис Можвилло, Иева Крапане и Карина Спруде поинтересовались у министерства благосостояния: каким образом будет ограничено распространение инфекции пунктом 72.2. Правил, если и после 15 ноября получатель услуг ассистента и сам ассистент продолжат жить в одной семье?
Сегодня Минблаг ответил депутатам: членам семьи инвалида, которые ранее получали небольшую оплату как самозанятые лица-ассистенты, будет отказано в пособии, если они не предъявят "сертификат сотрудничества".
"С целью уменьшить влияние COVID-19 на общество, требование о сертификате в самом широком масштабе относится ко всем работникам институций государства и самоуправлений. Вместе с тем те, кто оказывает очные услуги ассистента или проводника, не могут быть исключением только потому, что и после 15 ноября они продолжат жить в одной семье с инвалидом. Услуги ассистента получают дети и совершеннолетние с тяжелой и очень тяжелой инвалидностью, у многих из которых болезнь протекает тяжело. У таких лиц особенно велик риск заболеть COVID-19 в тяжелой форме, поэтому критически важные для жизни, здоровья и безопасности услуги, среди которых и финансируемые из бюджета услуги ассистента или проводника, должны обеспечиваться по возможности в наиболее безопасном порядке. Таким образом, требование о том, чтобы лицо, оказывающее услуги ассистента или проводника, предъявило сертификат о вакцинации или перенесенной болезни, ОБОСНОВАНО", - безапелляционно ответил министр благосостояния Гатис Эглитис (Новая консервативная партия).
Разумеется, утверждение о том, что инвалидов заражают родные в семье и болезнь протекает в тяжелой форме, министр никакими статистическими данными не подкрепил. Рискну предположить, что таких данных не существует в природе: я подробно изучила обширную переписку депутатов с Минздравом, и ни в одном из двух десятков выданных ведомством документов не было указаний на отдельный учет инвалидов, переболевших COVID-19 или умерших от него. Но, возможно, такие данные министр как-то найдет, если придется доказывать обоснованность примененных к ассистентам мер в административном суде.
Вместо аргументов коалиционные политики обычно применяют патетику, и министр Эглитис не исключение: "Близкие инвалида обязаны и ответственны за то, чтобы максимально уберечь его от тяжелой болезни. Правовое регулирование касается услуг общественного управления, которые может оказывать только сертифицированный работник, невзирая на то, живет ли он с персоной, за которой ухаживает, в одной семье".
Министру неизвестно, сколько инвалидов в связи с принятыми требованиями останутся без помощи, хотя его ведомство "информировано и понимает ситуацию на рынке труда в сфере социальных услуг". Вместо конкретной оценки того, сколько инвалидов лишатся ассистентов, Минблаг "призвал социальные службы самоуправлений своевременно искать индивидуальные решения, если известно, что предоставляющее услуги лицо до 15 ноября не предоставит сертификат".
Таким образом, нет данных о том, какое количество людей затронут решения правительства, эти данные заблаговременно не собирались. Также непонятно, почему ассистенты и проводники, являющиеся не работниками государства и самоуправлений, но самозанятыми персонами, подчиняются тем же требованиям, что штатные сотрудники, имеющие социальные гарантии и права в соответствии с законом о труде.
Также голословно утверждение министра о живущих в семьях инвалидах как группе людей, подверженных особому риску заболеть, причем "в тяжелой форме": неизвестно, сколько из этих людей реально относятся к группам риска, обозначенным в Рекомендациях по лечению COVID-19, выпущенных Минздравом в марте 2021 года (возраст 65+ и сопутствующие сердечно-сосудистые заболевания, диабет, иммунодефицит).
Скорее всего, члены семьи инвалида продолжат о нем заботиться и после 15 ноября, но уже даже без мизерной оплаты.
Государственное пособие ассистентам до 1 июля составляло 3,03 евро в час брутто, с 1 июля оно повысилось до 4,50 евро в час брутто. С этого дохода ассистенты обязаны самостоятельно платить подоходный налог с населения: если разница между доходами и расходами составляет свыше 500 евро в месяц, то 31% от этой суммы (максимум 155 евро), если меньше 500 евро – 10% от нетто-дохода.
Государство считает, что максимальные затраты времени ассистента на уход за инвалидом составляют 160 часов в месяц, минимальные – 15 часов в месяц. Таким образом, ранее они получали "грязными" от 45,45 до 484,80 евро в месяц, с 1 июля эти суммы выросли до 67,5 – 720 евро в месяц до уплаты налогов.
Общие бюджетные затраты на помощь ассистентов и проводников в 2022 году были запланированы в размере 40 млн евро.