РИГА, 12 ноя - Sputnik, Андрей Татарчук. Огромный по масштабности проект представил заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии Валерий Рузин 11 ноября – в День Лачплесиса, как в Латвии называется день памяти героев войн, мужества и героизма.
Это символично. Впрочем, масштабы международного проекта "Бессмертная память: мемориалы и памятники" распространяются далеко за пределы Латвии и Балтийского региона. Идея проекта, как сообщил Рузин, – не только каталогизация тысяч мемориалов, связанных с Великой Отечественной, которая к западу от Буга тихо перетекает во Вторую мировую и в настоящее время даже в национально-освободительную войну. Идея шире – найти потомков солдат, многие из которых не дожили до капитуляции Германии.
Вставай, страна огромная
Проектов мемориализации тех трагических и героических 1418 дней и ночей очень много, но если они дублируют друг друга, это неважно. Главное – результаты.
Старший офицер танкового полка в отставке, председатель литовской общественной организации "Институт военного наследия" Юриус Тракшялис издал наиболее полные каталоги памятников и мемориалов войны, включая братские захоронения, в Латвии, Литве и Эстонии. Затем были "Книги Памяти" Молдавии, Румынии, Болгарии. Сейчас литовский проект "Книга Памяти" готовит информацию по Словакии, Словении и Австрии – и это только начало, говорит Тракшялис.
Проект "Бессмертная память" ставит своей целью, помимо поисковой и научной работы и объединения некоммерческих организаций, поиск потомков советских солдат-освободителей.
Цена победы над Третьим рейхом была велика для Советского Союза - это безвозвратные потери почти 12 миллионов жизней, а в целом население Советского Союза за годы войны и оккупации сократилось на 26,6 миллиона человек. Это больше, чем потери всех стран западной антигитлеровской коалиции.
Конечно, это несравнимо, оккупационный режим стран гитлеровской Оси в Западной Европе невозможно сопоставлять с жестокостью, с которой нацисты шли на восточные территории еще с 1939 года, оккупировав и разделив Чехословакию. А 22 июня 1941 года без объявления войны немецкие войска начали оккупацию советских Украины, Молдавии, Белоруссии, Литвы и Латвии, перейдя границы Советского Союза.
Как указал генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов на конференции по проекту "Бессмертная память", сейчас, когда историческая память часто фальсифицируется ревизионистами, а победителей и освободителей в Европе называют проигравшими, это как черные пятна в истории послевоенного мира.
Снос в Праге в 2020 году памятника командующему 1-м Украинским фронтом маршалу Ивану Коневу, освобождавшему Прагу в мае 1945 года и не допустившему подрыва древней чешской столицы, останется кляксой на политиках Чехии.
Это только один случай кощунства – сотни памятников и мемориалов Великой Отечественной войны в последние шесть лет осквернены на Украине и в Польше. Но в большинстве стран Европы к советским героям войны относятся уважительно.
"Книга Памяти" в Восточной Европе
Из практики Тракшялиса: инициативы мемориализации приветствуют во всех странах бывшего соцлагеря – даже в Румынии. Это королевство диктатора Антонеску вступило во Вторую мировую войну на стороне стран одновременно с нападением Третьего рейха на Советский Союз.
Две румынские армии Иона Антонеску захватили регионы Бессарабии и Буковины, линия фронта переместилась сначала к Днестру, затем в Одессу и Крым, к берегам Волги и в сторону Кавказа в составе группы армий вермахта "Юг".
Поражение группы войск Паулюса в Сталинграде в начале февраля 1943 года, как известно, стало переломным моментом всей Второй мировой войны – следствием победы стало то, что Турция отказалась от вторжения в СССР весной 1943 года, Япония не предприняла планируемый Сибирский поход, Румыния, Венгрия (одна венгерская армия отличилась в геноциде мирного населения в Воронежской области) и Италия Пьетро Бадольо стали искать возможности для выхода из войны и заключения сепаратного мира с Великобританией и США. А Бухарест и Будапешт все же освобождала Красная армия.
Президент Ассоциации румынско-российской дружбы Петре Игнатенку сообщил участникам онлайн-конференции из Бухареста, что, несмотря на разные взгляды на историю, освобождение Румынии от прогитлеровской диктатуры Антонеску (к слову, румынские фашисты видели будущие границы Великой Румынии по Днепру, то есть вместе с румынским Киевом) население воспринимает положительно.
Печать и распространении книги "Победили вместе" о Румынии на английском, румынском и русском языках – это шаг к реализации инициативы, выраженной в Обращении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20. 05. 2020 года, где подчеркивается важность сохранения памяти и предотвращения фальсификации истории.
В Венгрии, как в Польше, советские памятники массово не сносят. В Болгарии заметно влияние вестернизации, подчеркивается, что победа над нацизмом – кто бы спорил, конечно, все это общая победа антигитлеровского фронта.
Часть болгар тоже воевали на стороне Гитлера, правда, как подчеркнул контр-адмирал запаса, председатель клуба "Военных моряков" болгарского Союза офицеров и сержантов запаса и резерва Петр Странчески, в отличие от двух армий Румынии, "болгары единственные в оккупированной Европе не стали воевать против Советского Союза на Восточном фронте, болгарский солдат не опозорился перед русскими братьями".
А 5 сентября 1944 года, когда пронацистской Болгарии князя Кирилла и Богдана Филова СССР была объявлена война, со стороны болгар не прозвучало ни выстрела – "братушки" встречали хлебом-солью, как в 19-м веке на войне с османской Турцией.
От Югославии до Прибалтики
Наилучшее и объективное отношение к Красной армии сегодня в Европе – в республиках бывшей социалистической Югославии. Там и память Сталина чтут почти наравне с памятью Иосипа Броза Тито.
В составе СФРЮ только Албания героического партизана Энвера Ходжи (правившего 1944—1985, самого последовательного сталинистского строя Восточной Европы, а после смерти Сталина – маоистского) освободила себя от нацистов и коллаборационистов самостоятельно. Всюду по землям южных славян прошел советский солдат, и они благодарны ему.
Директор Международного исследовательского центра Второй мировой войны в городе Марибор (МИЦ Марибор) и Музея нацистского лагеря советских военнопленных "Шталаг 18 D" словенец Янез Уйчич сообщил, что в этом лагере смерти с сентября 1941 года по май 1942 года нацистами уничтожено более пяти тысяч советских военнопленных.
"Ежедневно умирало около 70 красноармейцев, и это нельзя забыть. Мы учредили при поддержке посольства России в Словении мемориальный центр, провели 14 международных конференций с участием специалистов из 18 стран", - указал Уйчич.
Директор Музея Народного освобождения Марибора, представитель Союза организаций борцов ZZB NOB за ценности народно-освободительного движения Республики Словения Александра Берберих-Слана сообщила, что "осквернений памятников нет", хотя антифашистское движение в республике также сталкивается с правым экстремизмом.
В Сербии, напротив, даже молодежь находит в советских мемориалах места силы – возможно, если бы НАТО не бомбила Белград, Приштину и другие города сербов в 1999 году, все теперь было бы иначе.
Европа "двух скоростей" правеет – это общая тенденция, усиливающаяся под влиянием трендов правящих сил в Польше и Венгрии. Это не касается Австрии, которую на конференции представила руководитель исследовательского центра "Память" в Вене Юлия Эггер.
В Австрии расположено около 300 памятников и мемориалов воинам РККА, создается их интерактивная онлайн-карта – подобные же карты с привязкой к геолокации станут общими для всех стран Евразии, участвующих в проекте ассамблеи "Бессмертная память".
Президент Русской общины Латвии, историк Виктор Гущин представил наиболее полную на сегодня книгу мемориалов рижского краеведа Александра Ржавина "Великая Отечественная война на карте Латвии. 610 памятников и воинских захоронений", а также свои книги, включая "История Елгавы. Очерки истории города в рассказах для детей и взрослых. В годы немецко-фашистской оккупации (29 июня 1941 - 31 июля 1944)".
"В Латвии отношение к памяти – худшее, – заявил историк. – Латвия не поддерживает в историческом мейнстриме подвиги Красной армии в войне с нацистской Германией, делая все, чтобы легитимизировать и политически реабилитировать тех, кто сражался на стороне нацистов. В Латвии общество сегрегировано. Практически все работы на русском языке неизвестны для латышскоязычной части общества". Стоит сказать, ничего нового: на Украине и в Польше история ВОВ тоже цензурирована, переписана и отредактирована.
Пока не похоронен последний солдат
Проблем хватает на всех. Может быть, это еще хуже, чем пропагандистские фейки ревизионистов, копающихся в человеческих костях. В том числе проблемы в России. Сколько из 12 миллионов советских солдат и офицеров остаются в лесах и полях непогребенными?
Галина Смирнова из Калининграда возглавляет Некоммерческую организацию "Фонд павших советских воинов в Восточной Пруссии "Память". Для нее очень важное место занимает поисковая работа как первый шаг памяти воинов Красной армии. Например, НКО "Память" установила памятник на месте гибели артрасчета батареи 671-го полка 221-й Мариупольской стрелковой дивизии, которая освобождала Украину и Белоруссию. Сколько бойцов в расчете орудия? Всего одно отделение.
А за 103 дня боев при взятии Пруссии– от Клайпеды (переданного Советской Литве прусского Мемеля) до Калининграда (ранее называвшегося Кёнигсберг) – боевые потери РККА составляют 585 тысяч солдат и офицеров. "426 тысяч воинов погибли в бою, и почти 458 тысяч – от ран и болезней. А найдены и перезахоронены 68 тысяч. Остальные прахом рассыпаны по всем районам области", – говорит Галина Смирнова.
Это все очень серьезно. Но работа ведется, в том числе в Латвии, в Польше, на Украине. Собственно, даже у ярых неонацистов, наверное, где-то внутри сохраняется что-то человеческое, чтобы не воевать с мертвыми, разрывая старые военные могилы. Проект Ассамблеи народов Евразии нацелен на еще большее – поиск и объединение потомков солдат Великой Отечественной.
Сохранение памяти очень важно для современников. Пожалуй, это особенно ценно для России и бывших республик Советского Союза, где вопросы общей исторической победы над Третьим рейхом в мае 1945-го (в сентябре капитуляция перед коалицией императора Хирохито и милитаристской Японии – это уже послесловие Второй мировой) неотделимы от личного патриотизма.
Некоторые экс-социалистические республики, как Польша, Украина, а также страны Прибалтики, проводят глубокий ревизионизм истории, но в осквернении нет чести. А для большинства европейцев и жителей Азии, сотен миллионов людей, в том числе населения Евразийского союза и особенно современной России – преемника СССР – победа Красной армии неоспорима.
Полная и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии 9 мая 1945 года, Нюрнбергский трибунал над нацистскими преступниками, конференции по послевоенному мироустройству в Ялте и Потсдаме закрепили право победителя. В первую очередь страны нацистской Оси разгромлены советским солдатом. Оборона Москвы 80 лет назад – это ведь только самое первое движение к большой общей победе.
Отступать некуда, позади – Москва!
На следующей неделе, 17-18 ноября, в подмосковном Волоколамске пройдет конференция памяти воинов и подвигов 316-й дивизии Красной армии – легендарной Панфиловской.
Она была сформирована в Алма-Ате в июле-августе 1941 года, а состояла на 40% из призывников Казахской ССР и еще на целый полк – из солдат, призванных во Фрунзе.
Сейчас это – Бишкек, столица Киргизии. Русских солдат в составе дивизии генерал-майора Ивана Панфилова было около 30%. Как многие подразделения РККА в первый, самый тяжелый год Великой Отечественной войны, в боях под Москвой дивизия потеряла почти полностью свой состав и была переформирована. Собственно, панфиловцы (братская могила возле Новорижского шоссе в Нелидово) как раз в эти дни 80 лет назад вышли на позиции недалеко от Твери у деревни Дубосеково.
С памяти об этом бое началась книга профессора КазНУ им. аль-Фараби, доктора исторических наук, председателя Международной ассоциации потомков панфиловцев и их друзей из Казахстана Лайлы Ахметовой. Книга называется "Панфиловцы: наша гордость, наша слава".
Историк открыла много неизвестных деталей. Панфиловцы в том бою в Нелидовоском районе уничтожили 18 немецких танков, но не оставили окопы. Тогда впервые прозвучал из уст политрука Александра Клочкова призыв: "Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!"
В том бою гитлеровцы были задержаны более чем на 6 часов и не сумели прорвать оборону дивизии. Считалось, что у Дубосеково полегли именно 28 панфиловцев, но на самом деле семеро остались в живых и погибли позже – в боях на территории Латвии с частями группы армий "Север" и легионерами дивизий "Ваффен СС Леттланд", запертых в Курляндском котле.
А генерал-майор Панфилов погиб 18 ноября 1941 года у деревни Гусенево в Подмосковье от случайного осколка немецкой минометной мины в висок. Дивизия его дошла до Берлина, оставив в 1945-м на рейхстаге надпись: "Мы – воины-панфиловцы. Спасибо, Батя, тебе за валенки".
В июле 2021 года Ассамблея народов Евразии в Алма-Ате провела первую встречу потомков панфиловцев. По словам профессора Ахметовой, удалось собрать уже 95% имен первого алма-атинского формирования дивизии, а это 10,5 тысячи солдат и офицеров. 120 потомков панфиловцев живут в 12 странах и гордятся своими дедами и прадедами.
На конференции в Волоколамске всех назовут побатальонно, поротно. И это – образец того, как надо подходить к памяти Великой Отечественной войны.
Как заявил заместитель руководителя Федерального агентства "Россотрудничество" Дмитрий Поликанов, в стратегии проекта "Бессмертная память" должны стоять (перед научно-историческими публикациями, онлайн-картами, книгами и документальными фильмами) в первую очередь имена и люди.