РИГА, 25 окт — Sputnik. Согласно постановлению правительства, с 21 октября по 15 ноября все скидки на проезд в субсидируемом муниципалитетами общественном транспорте должны были быть отменены уже в четверг, а заполняемость не должна превышать 50%, пишет LA.lv . В то же время на региональных маршрутах автобусов и поездов все скидки сохранены, а заполняемость установлена на уровне 80%.
Виноват Минблаг
Комментируя хаос, вызванный отменой скидок в крупнейших городах Латвии и особенно в Риге, министр сообщения Талис Линкайтс в конце прошлой недели выступил с нехарактерной критикой. Он подчеркнул, что отмена скидок была предложена Минздравом и что "решение является необдуманным и непропорциональным". В ходе переговоров с Ассоциацией крупных городов Латвии министерство сообщения также выяснило, что проблема загруженности общественного транспорта в часы пик, которую можно решить за счет аннулирования скидок, по сути актуальна только в Риге, а не в Даугавпилсе, Юрмале, Лиепае, Вентспилсе, Елгаве, Валмиере, Резекне, Екабпилсе и Огре.
К тому же предлагаемая в Риге правовая норма включает такие группы населения, для которых неприменение сниженных тарифов является "несоразмерным и нелогичным". Например, с 1 ноября, после каникул, когда за парту вернутся учащиеся 1-3-х классов, учителям и школьному техническому персоналу придется заплатить полную стоимость поездки. Без скидок остались педагоги и технический персонал дошкольных учреждений столицы, работающие пенсионеры, специалисты по социальной работе, медицинский персонал и т. д.
Поскольку на прошлой неделе на телефон Rīgas satiksme было невозможно дозвониться, предприятие общалось через Twitter, многие отправились в центры обслуживания клиентов. Причина в том, что утром 21 октября многим лишившимся скидок пришлось покупать билеты у водителя за 2 евро, особенно если рядом не было киосков, где билеты стоят 1,15 евро. Билет можно приобрести в приложениях для мобильных телефонов, однако подавляющее большинство пенсионеров ими не пользуется.
Единственная группа пассажиров, у которой остались льготы, - это инвалиды I и II групп, а также их сопровождающие. Rīgas satiksme призывает пользоваться общественным транспортом только в крайней необходимости.
С 21 октября предприятие начало продажу так называемых кодовых билетов. Их можно приобрести в мобильном приложении Rīgas satiksme, Mobilly или в разрабатываемом в настоящее время приложении SP Grupa. При посадке в общественный транспорт его необходимо зарегистрировать, отсканировав QR-код.
Председатель правления Rīgas satiksme Джинета Иннуса считает, что кодовые билеты, которые будут работать параллельно с существующей системой, значительно расширят возможности покупки билетов, более того, их можно будет приобрести в любое время суток. В эпидемиологически сложные времена такой способ оплаты позволяет сократить контакты и покупать билеты удаленно.
Невакцинированным льготы не вернут
В ответ на недовольство общества руководство Рижской думы уже пообещало, что самоуправление возместит расходы на общественный транспорт вакцинированным работникам в социально значимых отраслях.
После 15 ноября Рижская дума планирует возобновить скидки для всех групп пассажиров, но только для тех, кто будет вакцинирован. Rīgas satiksme уже обратилось в Национальную службу здоровья по поводу обмена данными, чтобы заблокировать электронные билеты для невакцинированных.
Такси: залезай, подешевело!
Стоит отметить, что для некоторых после 21 часа единственной альтернативой добраться домой остается такси, например, для прибывающих в аэропорт. Однако такси сложно вызвать, приходится долго ждать, и в машину не пускают пассажиров из двух домохозяйств.
В воскресенье издание Latvijas Avīze побеседовало с руководителем таксомоторной компании, автомобили которой обслуживаются в системе YandexTaxi. В парке конкретной компании более двадцати машин. Узнав об ограничениях, было проведено коллективное собрание, чтобы решить - поставить автомобили во дворе и надеяться на пока еще неизвестные выплаты по простою или продолжить работу. Все водители в относительно небольшой команде вакцинированы, поэтому было решено продолжать работу.
В первый день локдауна большой активности клиентов не наблюдалось, но в последующие дни пассажиропоток действительно увеличился, однако система также отреагировала на новую ситуацию, снизив вдвое стоимость проезда. Так, до 21 октября на такси из Старой Риги в Иманту можно было добраться за восемь евро, а сейчас тот же маршрут стоит четыре евро. И теперь, чтобы сохранить доходы, водителям такси необходимо работать в два раза больше.