РИГА, 24 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Два часа рабочего времени депутаты потратили на обсуждение двух законопроектов, направленных, по сути, против одного-единственного человека: Айварсу Лембергсу пытались запретить появляться в здании парламента, невзирая на то, что уже несколько месяцев экс-мэр Вентспилса находится в заключении.
Первый законопроект - поправки к своду правил Сейма, которые были поданы в президиум парламента еще в феврале прошлого года, и сейчас по какой-то причине реанимированы. В них предлагалось запретить появляться в здании парламента депутатам Сейма, которые исключены из состава парламента, либо в отношении которых действуют национальные санкции, либо международные, наложенные странами – участниками ЕС или НАТО.
Второй законопроект – поправки к закону "О правовом положении и пенсиях депутатов Верховного Совета Латвийской Республики". Изменения предусматривали запрет бывшим депутатам Верховного Совета, которые в свое время голосовали за восстановление независимости Латвии, свободно заходить в здание парламента, если они находятся под санкциями.
В начале дебатов референт законопроекта Юрис Юрашс обосновал необходимость принятия поправок следующим образом: "Латвия неразрывно связана с международными процессами, поэтому эффективное соблюдение санкционного режима – вопрос национальной безопасности Латвии. Учитывая, что основная цель санкций – восстановить безопасность и предотвратить международные угрозы, непонятно, почему до сих пор не исправлено существующее регулирование, позволяющее лицам (находящимся под санкциями) свободно посещать здания Сейма и принимать участие в его работе?"
То, что оба законопроекта посвящены не защите интересов государства, а, скорее, сведению счетов с одним конкретным жителем Латвии, провозгласил с трибуны депутат Гундарс Даудзе: "Оба этих закона написаны для одного человека по имени Айварс и по фамилии Лембергс. Это неправильная законодательная практика. Инициаторы законопроекта провозгласили себя защитниками бескомпромиссной законности, но мы видим, что все это превратилось в бескомпромиссную беззаконность… Ссылаться на санкции стран НАТО или ЕС недопустимо. Вообще неприемлемо, чтобы какое-то третье государство указывало, кто может, а кто не может посещать парламент суверенной Латвийской Республики. Это, по сути, уже угрожает суверенитету".
Депутат напомнил, что в случае Лембергса политическое решение о наложении санкций было принято не в США, а в Латвии: "Это сделали активисты Новой консервативной партии. Борданс с Юрашсом отправились в США убеждать наших стратегических партнеров о необходимости введения санкций. Это беспрецедентный случай, когда государство само для себя требует международных санкций. Результат таков, что управление Вентспилсского свободного порта фактически недееспособно, Вентспилсский порт стоит почти пустой – все предприятия, связанные с портом, вынуждены были сократить свою работу. Следовательно, увольнять работников. Следовательно, причинять им социальные и экономические проблемы…"
Депутат Дидзис Шмитс, иронизируя над авторами законопроекта, предложил дополнить список лиц, которым запрещено появляться в Сейме: "В латышском разговорном языке есть такое слово jampampiņš. Я предлагаю включить его в категорию этих лиц. Слово имеет двоякое значение. С одной стороны – "неприятный человек", с другой "странный человек, дурачок". И если кто-то скажет, что данную категорию людей идентифицировать будет сложно – это не так. Сейчас будет голосование – и оно точно укажет на этих людей".
(Здесь необходимо пояснение: один из латвийских публицистов использовал слово jampampiņš для обозначения депутатов и министров нынешней коалиции за их нелогичные, а порой абсолютно антинародные решения. Термин стал популярным в политических кругах и обществе в целом).
Депутат Борис Цилевич с трибуны обратился к одному из инициаторов законопроекта: "… Кто вам рассказал, что такое законность в демократиях старой Европы? Законность базируется на власти закона - rule of law. И презумпция невиновности – один из краеугольных камней законности. Но, кроме этого, есть и известные этические принципы. Мне, честно, трудно себе представить, чтобы в парламентах стран старой Европы коалиция держалась бы на людях, у которых есть статус по уголовному процессу. Я от души желаю нашим коллегам – господам Кайминьшу и Закатистову, а также всем прочим – чтобы они были полностью оправданы. Но пока в отношении них есть подозрения или другой статус по уголовному процессу, демократия стран Европы и понимание этики и законности не позволили бы им принимать участие в работе Сейма…"
Депутат Виктор Валайнис призвал собравшихся соблюдать Сатверсме: "Уже понятно, что вопрос касается одного человека – можно или нет ему входить в Сейм. А что будет потом? Потом будет закон о том, что один человек не имеет права гулять по улице Екаба, выходить на Домскую площадь… А то вдруг, не дай бог, он там встретит какого-нибудь депутата Новой консервативной партии и на него повлияет? Коллеги! Хватит заниматься глупостями. Мы сегодня плюем в лицо тем людям, которые 4 мая голосовали за независимость Латвии. Эти дебаты - позор для всех нас!"
(Еще одно пояснение, Айварс Лемберг как член Верховного Совета, голосовавший в свое время за независимость Латвии, имеет пожизненное право свободно проходить в здание Сейма).
Депутат Вячеслав Домбровский напомнил собравшимся о значении слова "законность": "Один закон, одна правда для всех. Это написано в зале кабинета министров. Но в подобного рода предложениях – это не один закон для всех, а для каждого – свой закон, для каждого – своя правда. Знаете, это не законность. Это, грубо говоря, называется "беспредел". И идет он не с Запада, а из других мест, "не столь отдаленных". Кажется, у тех, кто мотивирует данный законопроект законностью в понимании стран Западной Европы, основательно сбился компас".
Возможно, последние слова в выступлении депутата следовало бы перевести через другое идиоматическое выражение, более близкое по контексту – "попутать берега". Но суть не меняется. Оба законопроекта были провалены большинством депутатов. За голосовали новые консерваторы и депутаты Национального объединения. Против выступали в основном депутаты "Согласия" и Союза зеленых и крестьян. Около четверти парламента – "Для развития/За!" и "Новое Единство" при голосовании воздержались.
Не исключено, что таким образом новые консерваторы, которые борьбу с олигархами заявляли в качестве одного из главных своих предвыборных обещаний, попытались сделать себе небольшой "пиар" на фоне угасающего рейтинга. Но нельзя сказать, что организованное политическое шоу пошло на пользу имиджу парламента в целом.