РИГА, 3 сен — Sputnik. Заместитель председателя Государственного пограничного комитета Беларуси (ГПК) Роман Подлинев рассказал в интервью РИА Новости о текущей ситуации на границе, актуальных угрозах пограничной безопасности республики и борьбе с ними, а также о том, каким видят в Минске выход из ситуации с "застрявшими" на границе мигрантами.
"Мы часто слышим на всех уровнях, что Беларусь якобы осуществляет мероприятия по организации незаконной миграции, создала "миграционный кризис", ведет "гибридную войну", якобы автомобилями, в том числе служебными, привозит нелегальных мигрантов к границе. Эти обвинения звучат не только в адрес пограничной службы, а в целом в адрес силового блока, правоохранителей. Мы считаем, что эти обвинения ни на чем не основаны, никакой доказательной базы этим заявлениям нет, не было и быть не может", - сказал Подлинев.
По его словам, поток нелегальных мигрантов через Беларусь увеличивался и раньше: например, в 2011-2014 годах был серьезный миграционный поток граждан Грузии, в период проведения чемпионата мира по хоккею и после него границу нарушали выходцы из стран Азии и Африки, в 2015-2016 годах был серьезный поток граждан Вьетнама.
Однако тогда ГПК Беларуси решал все вопросы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией, совместно с коллегами из соседних стран ЕС, и никаких разговоров о "миграционных кризисах" не было.
Особенность текущей ситуации, по его словам, заключается в том, что в Беларуси в последнее время перестроили систему охраны границы и дали возможность пограничникам сопредельных стран охранять свои границы самостоятельно.
Пр этом белорусские пограничники продолжают бороться с нелегальной миграцией. За прошедшие семь месяцев они пресекли деятельность 11 каналов незаконной миграции - в прошлом году таких каналов было выявлено всего лишь два. Задержано и привлекается к ответственности 15 организаторов и пособников этой нелегальной деятельности, что в пять раз больше показателей 2020 года. В ЕС не пустили 1200 незаконных мигрантов, что в три раза больше, чем в прошлом году. Так что нельзя говорить о том, что Беларусь не контролирует ситуацию.
Обвинения белорусских пограничников в нарушении границы, выдвигаемые Польшей и странами Балтии, Подлинев назвал безосновательными - невозможно понять, что за люди изображены на опубликованных видео, это могут быть контрабандисты или те же мигранты.
В настоящее время ГПК известно о четырех группах беженцев на границе: две на границе с Латвией, две – на границе с Польшей. Общее число мигрантов в этих группах – порядка 60 человек, в основном, это граждане Ирака и Афганистана. Однако, как объяснил Подлинев, отследить передвижения мигрантов сложно, потому что пограничники из сопредельных стран Евросоюза постоянно пытаются вытолкнуть их на территорию Беларуси, зачастую с использованием физической силы и специальных средств.
"Мы оказываем посильную помощь, если видим, что человек избит, его жизни угрожает опасность. Порядка 15 случаев было, когда иностранцев, находящихся в критическом состоянии, мы доставляли в белорусские медучреждения. Много случаев, когда нами медицинская помощь оказывалась непосредственно на границе, а сопредельная сторона при этом совершенно бездействовала," - рассказал замглавы ГПК.
В среднем за сутки ГПК фиксирует на границе порядка 10-12 попыток вытолкнуть беженцев, включая женщин и детей. В последнее время таких случае стало меньше, возможно, из-за того, что истории о насилии над беженцами стали достоянием общественности.
"Они нарушают свое законодательство, международные нормы, а также положения двусторонних договоров с Беларусью. Например, согласно договору о режиме границы между Беларусью и Литвой граждане, которые теоретически могли нарушить границу с белорусской территории, запросившие убежище, уже находясь на территории сопредельной страны, не могут быть переданы Беларуси литовской стороной. Даже официально, не говоря уже о применяемых сейчас силовых способах принуждения мигрантов перейти через границу в Беларусь. Что касается договорной базы с Польшей, то польская сторона может нам передать только граждан Беларуси, незаконно попавших на польскую территорию," - пояснил Подлинев.
Кроме того, по его словам, сопредельные страны не предоставляют доказательства того, что нелегальные мигранты попали к ним именно со стороны Беларуси, соответственно, есть основания предполагать, что в этих группах могут быть люди, попавшие в страны ЕС с любых направлений – балканским, средиземноморским путем и так далее.
"Мы не понимаем, что сейчас делают наши западные коллеги. Мы видим, что там работает европейское агентство Frontex, присутствуют на границе, помимо пограничников, и другие правоохранительные органы, вооруженные силы, строится забор… Мы следим за этой ситуацией и не понимаем действия правоохранителей сопредельных стран ЕС: они нарушают все, что только можно нарушить. Предпринимаемые ими меры в большей степени направлены на публичную сферу и освещение в СМИ, чем на реальное повышение эффективности охраны границы," - сказал он.
Подлинев не понимает, почему ЕС признает беженцами людей, которые направляются в Европу через Средиземное море, а ситуация в соседних с Беларусью странах ЕС совершенно иная.
"Почему одних спасают даже у берегов Африки, привозят и принимают на территории ЕС, а других, следующих из тех же самых регионов, силой выталкивают обратно к границе? Создается ощущение, что Латвия, Литва и Польша имеют какой-то особый статус, позволяющий нарушать европейские законы," - отметил он.
По мнению замглавы ГПК, приход в Афганистане к власти движения "Талибан"* отразится на ситуации с нелегальной миграцией через Беларусь. Сейчас наблюдается "первая волна" беженцев из Афганистана – тех, кто сотрудничал с западными странами, однако поток граждан Афганистана в Европу, в том числе и через Беларусь, увеличится. Этому способствует и открытость границ между странами СНГ. Кроме того, сопротивление талибам в Афганистане может привести к гражданской войне и новой волне беженцев из этой страны.
По его словам, в Беларуси открыты к контактам с западными коллегами и ждут возобновления совместных проектов, к примеру, по созданию на границе инженерно-технических сооружений и закупке техники – ранее это имело реальный эффект для усиления охраны границы.
Однако с сопредельной стороны пока нет инициативы и политической воли, желания возобновлять сотрудничество, зато есть намерение использовать беженцев как щит, чтобы получить финансирование для обустройства своей границы.
* Организация, запрещенная в РФ