РИГА, 27 авг — Sputnik, Людмила Прибыльская. Прямые трансляции независимого депутата Юлии Степаненко и журналиста Сандриса Точса с заседаний юридической комиссии Сейма по законопроекту об обязательной вакцинации собирают в эфире уже более тысячи зрителей, которые в комментариях возмущаются бесстыдством депутатов, фактически оставляющих жителям Латвии только две возможности получения COVID-сертификата: переболеть или привиться.
Обсуждение законопроекта продолжается уже третий день, подано 162 предложения, удалось обсудить 36. По этому поводу депутаты коалиции уже выражают недовольство и нетерпение. Например, Айнарс Башкис из Новой консервативной партии просил отклонить предложение оппозиционных Эвии Папуле и Вячеслава Домбровского об отмене масок в школах, так как "это только затягивает принятие закона". С оппозиционерами не церемонятся: подателю множества поправок Эвии Папуле глава юридической комиссии Юрис Ранцанс неоднократно отключал микрофон.
Юридическое бюро Сейма уже заявило, что закон не может быть принят в срочном порядке (за два чтения) и должен проходить обычным путем. Депутаты коалиции пока настаивают на срочности.
Фактически предлагаемый законопроект предполагает две возможности получения "сертификата готовности к сотрудничеству" (sadarbspējibas sertifikāts): переболеть или привиться, и направлен он, как считают комментаторы прямого эфира, не на эпидемиологическую безопасность, а на достижение поголовной вакцинации любой ценой. При этом, согласно данным статистики, 16-20% COVID-положительных тестов дают полностью привитые люди, хотя их направляют на тестирование при явных симптомах заболевания, в отличие от всех прочих.
Коалиция переступила даже через детей, которых кабинет министров своим сегодняшним решением обязал носить маски начиная с первого класса и постоянно: как в кабинетах, так и на переменах. Напрасно оппозиция пыталась обосновать предложения разрешить детям находиться без масок в классе или освободить от масок сдавших тест с аргументами о том, что маска не только затрудняет дыхание, но и мешает детям общаться, накапливая психологические проблемы. Чиновники Минздрава ничего предосудительного в масках не видят, а машина для голосования их исправно поддерживает.
Большим сюрпризом для руководителя юридической комиссии Юриса Ранцанса (Новая консервативная партия) стало то, что у запакованных в маски детей по 8 часов подряд будет затруднено дыхание и будет страдать кожа лица. "Пусть идут на улицу и дышат! - предложил депутат. – Что это за нелюди в руководстве школ, которые запрещают детям гулять?" Ему возразили, что выпускать детей на улицу во время занятий запрещено, и это обусловлено заботой о безопасности детей: школы находятся на оживленных улицах, и администрация отвечает за их жизнь и здоровье. Ранцансу также неведомо, что школьный урок продолжается 45 минут, а перемена 10 или 15, и если даже открыть школьные двери во двор, чтобы дети подышали свежим воздухом, это создаст столпотворение и в гардеробе, когда сотни детей ринутся одеваться, и на выходе.
Представитель Минздрава заявила, что в немецких школах дети носят маски и не возмущаются, а "латвийские дети ничем от них не отличаются". Это вызвало горячие возражения Регины Лочмеле ("Согласие"): она привела данные исследования, показавшие поистине трагическую ситуацию в отремонтированных латвийских школах, где отсутствует вентиляция и содержание кислорода в воздухе не отвечает никаким гигиеническим нормам. Как уже сообщалось, министерство образования отреагировало на это закупкой сигнализаторов дефицита кислорода... Услышав их сигнал, учителю надо будет открыть окна и проветрить класс, мыслят чиновники. Это проще, чем устанавливать вентиляционные системы. На воздух денег нет.
Между делом юридическая комиссия проголосовала за то, чтобы запретить депутатам Сейма, не имеющим заветного сертификата, участвовать в его очных заседаниях. Это предложение Кришьяниса Фелдманиса из НКП в едином порыве поддержали:
Эдвинс Шноре (Национальное объединение, автор сравнения русских со вшами в шубе);
Юрис Ранцанс (НКП, глава комиссии);
Айнарс Латковскис ("Новое Единство", отметился в этом году затратами на бензин в размере 3005,11 евро, чтобы перемещаться на онлайн-заседания парламента);
Мартинс Штейнс ("Для развития/За!", также получил компенсацию на топливо, приезжая на удаленные заседания, и на квартиру – 9033,49 евро);
Атис Закатистов (внефракционный депутат и фигурант уголовного дела, бензин которого обошелся налогоплательщикам в 2682,19 евро);
Раймондс Бергманис (Союз зеленых и крестьян).
"Если налогоплательщикам приходится оплачивать расходы Айнарса Латковскиса, Мартина Штейна и Атиса Закатистова на бензин и жилье, у этих господ нет права требовать от педагогов, чтобы они за свой счет оплачивали тесты на COVID", - отметила Степаненко, публикуя данные о компенсациях.
Публицист Сандрис Точс считает решение о сертификате прямым нападением на Юлию Степаненко, которая не хочет вакцинироваться.
"Мне стыдно за страну, которая создала прецедент, когда за невакцинирование у депутатов отнимают мандат и возможность принимать участие в работе парламента. Это очень опасный прецедент. И это не случайно, поскольку автор этого предложения – министр юстиции Янис Борданс, который представляет силы, насаждающие всеобщую вакцинацию любой ценой. Чем больше я смотрю за обсуждением соответствующего законопроекта, тем глубже мое убеждение в том, что это афера".
"У депутатов никто никогда не проверял состояние здоровья, не просил флюорографию на случай, если среди них затесался туберкулезный больной или другой хроник. Не разрешено в дебатах указывать депутату на его возраст, пол, состояние здоровья, однако на этот раз такое дискриминирующее решение принято", - отметила Юлия Степаненко.
Обсуждение в комиссии продолжится во вторник. Впереди рассмотрение статьи 7.3. прим – о возможности уволить с работы сотрудника, не предоставившего работодателю заветный сертификат.