Эксперты: LDz придется еще сокращать работников и просить денег у государства

Поскольку объем транзитных грузов сократился, компания Latvijas dzelzceļš в прошлом году уволила почти 1,3 тысячи человек, еще 700 хотят сократить этой осенью; эксперты считают, что на этом дело не закончится
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 24 авг — Sputnik. Государству в этом году, скорее всего, придется дотировать Латвийскую железную дорогу, несмотря на планирующиеся там сокращения в рамках оптимизации расходов, считают эксперты. Вероятно, продолжатся и сокращения – например, в Эстонии железная дорога работает при значительно меньшем штате, передает Латвийское радио.
На прошлой неделе стало известно, что LDz планирует коллективное увольнение 700 работников. Сокращение численности работников намечено провести в два этапа. В сентябре-октябре после оценки трудовых достижений работников и консультаций с профсоюзом планируется расторгнуть договоры примерно с 200 работниками, в основном из административного и вспомогательного персонала. Данные об увольняемых на втором этапе – ориентировочно 500 производственных работников LDz – подаст Государственное агентство занятости в сентябре после дальнейших консультацией с Государственной железнодорожной технической инспекцией и профсоюзом.
Грузов нет, рельсы можно не ремонтировать: LDz ликвидирует "дочку"
Комментируя эту информацию, глава аналитической службы Минэкономики Янис Салминьш указал: сокращение транзита — актуальная проблема нескольких последних лет, в начале этого года положение не улучшилось, поэтому LDz вынуждена оптимизировать расходы и штат.
"Например, в 2020 году падение (объема грузоперевозок – ред.) составило 24 миллиона тонн — это более 40%, если сравнивать с 2019 годом. Конечно, частично это было связано с пандемией и остановкой всех экономических процессов в том числе в Европе. Но, с моей точки зрения, самое главное влияние — у долгосрочных процессов и целенаправленной российской политики по перенаправлению грузов", — сказал Салминьш.
По его словам, в целом роль транзита в экономике постепенно сокращается с начала 2000 года. Вся транспортная отрасль в Латвии в прошлом году составляла 7,4% ВВП, железная дорога — 2%. "И если смотреть на число трудоустроенных — это около 16-17 тысяч, это 2%", — добавил он.
Салминьш подчеркнул, что увольнения на Latvijas dzelzceļš — только один из способов сократить расходы. Идет оптимизация процессов — людей заменяет техника, это будущее многих предприятий.
Латвийская железная дорога уволит еще 700 работников
Директор департамента железнодорожной политики Минсообщения Карлис Эньгелис напомнил: в прошлом году из-за существенного сокращения объема грузов государство вынуждено было помочь с сохранением баланса доходов и расходов LDz.
"2020-й — первый год, когда создалась ситуация, что государству надо было вмешиваться, чтобы обеспечить поддержание железнодорожной инфраструктуры. В прошлом году выделили 24 миллиона евро", — сказал Эньгелис.
Если и в 2021-м Latvijas dzelzceļš понадобится финансовая помощь, то государству придется снова выделить деньги из госбюджета.
Мартиньш Аболиньш, экономист банка Citadele, прогнозирует: вероятнее всего, и в этом году поддержка понадобится.
"Там на самом деле нет других альтернатив, но трудно сказать, какая сумма понадобится. Еще в годы, когда грузов было сравнительно много, говорили, что в момент, когда грузы сократятся до значительно более низкого уровня, надо будет думать, как эту железнодорожную инфраструктуру поддерживать. И эти траты, бремя ляжет на государственный бюджет. Актуальный вопрос — насколько далеко можно оптимизировать работу Latvijas dzelzceļš", — считает Аболиньш.
На вопрос, есть ли еще возможности оптимизации в сфере кадров, экономист указал: Эстонская железная дорога работает при значительно меньшей команде.
"Что в предыдущие годы мешало это начать (сокращения – ред.) — трудный региональный вопрос. Многие из этих рабочих мест находятся в Латгалии — в Резекне, Даугавпилсе. Там с государственной стороны экономическая ситуация сравнительно тяжелая. И сокращать там рабочие места не было политически популярным выбором", — пояснил экономист.