Транзит

Латвия может получить только неинтересные РФ грузы: министр о плачевной судьбе транзита

Глава Минсообщения Талис Линкайтс продолжает считать транзит важной составляющей экономики Латвии, но прорывных решений в области привлечения новых объемов грузов нет
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 20 авг — Sputnik. Транзит грузов остается важной составляющей транспортной отрасли Латвии, этот потенциал важно сохранить в нынешних экономических и геополитических условиях, насколько возможно. Однако следует признать, заместить объемы российского угля невозможно, игрокам предлагается искать нишевые грузы, а Латвийская железная дорога готова перевозить эти дополнительные объемы с хорошей скидкой, рассказал глава Минсообщения Талис Линкайтс в интервью Ventspilnieks.
Комментируя высказывание главы правительства Кришьяниса Кариньша о том, что транзит для Латвии не важен, поскольку этим зарабатывает небольшая группа предпринимателей, министр заявил: премьер из другой партии, поэтому их мнения не всегда совпадают.
"Транзит я считаю важной составляющей всей транспортной отрасли. Он дает рабочие места и позволяет поддерживать транспортную инфраструктуру, транзит исторически играл важную роль в обеспечении занятости в порту, логистике и сфере услуг в целом. Если мы взглянем на структуру услуг, то около 42% их экспорта составляют связанные с транзитом услуги – с той же логистикой, морским и воздушным транспортом.
Транзит
"Министр ругает рыбу за упрямство": Латвия потерпела фиаско в транзите грузов и почты
Мы должны сохранить этот потенциал, насколько это возможно в нынешних геополитических и экономических условиях. Ничего не нужно выбрасывать за борт. Преимущества, которые у нас были исторически, нужно использовать", – уверен Линкайтс.
Министр отметил, что препятствуют развитию транзита геополитические риски, Линкайтс имеет в виду отношения с Россией. Он уверяет, что "когда есть предложение о грузоперевозках из других стран в Латвию, Россия зачастую их не разрешает".
"С экономической точки зрения проблемой является цена транзитного коридора. "Во сколько нам обойдется транзитный коридор; как мы можем сделать его более эффективным и более дешевым для перевозок?" – задается вопросом министр.
Комментируя санкции США в отношении Беларуси, которые могут сократить поток грузов из этой страны через Латвию, Линкайтс заявил, что риски существовали всегда и латвийские бизнесмены сами не рвались развивать сотрудничество с Беларусью.
"На мой взгляд, уже несколько лет в отрасли существует мнение, что сотрудничество с этим государством и в какой-то мере с Россией – бизнес высокого риска. Если повезет, он принесет прибыль, а если нет, то нужно считаться со всеми возможными последствиями. К тому же нельзя сказать, что ранее – до всех турбулентностей в Беларуси и проделок правящего режима – этот риск был ниже. Бывали случаи, когда бизнес отбирали, сделки срывали. Риск там существовал всегда.
Готовясь к визиту Лукашенко в Латвию, вместе с министром этого государства мы работали над совместным предложением услуг в скандинавском направлении. Вместе ездили в Швецию и другие страны рекламировать их. Честно говоря, я тогда не почувствовал большой отзывчивости со стороны латвийских предпринимателей, их желания что-то дополнительно делать в сотрудничестве с Беларусью", – сказал Линкайтс.
Транзит
Латвийские порты продолжают терять грузы, российского угля почти не осталось
По его словам, на сегодня у латвийских предпринимателей не возникло никаких убытков в связи с санкциями в отношении Беларуси." Есть договоры, которые были разработаны много лет и действуют. Я бы даже сказал, взглянув на статистику, что санкции и ответные санкции еще никак не повлияли на объемы перевозок. Эффект от них будет, однако, на мой взгляд, не такой большой, как это заявляется", – отметил министр.
Что касается вопроса поиска альтернативных грузов, Линкайтс заявил, что государство в лице Латвийской железной дороги поощряет предпринимателей, которые пытаются занять новые ниши.
"Что касается "потерянного груза", мы это можем условно отнести только к углю. В условиях плохой экономической конъюнктуры Россия не желает видеть эти грузы в Латвии. Но даже в угольном сегменте мы говорим о грузах в отдельных нишах, которые могли бы прийти в Латвию. То же самое с нефтепродуктами, хотя мы осознаем, что это стратегический товар – эти грузы все еще перевозятся в известном объеме, они будут поступать и в будущем. Нельзя сказать, что все грузы из России исчезли.
Конечно, нужно искать альтернативы. Если смотреть реалистично, грузы угля – по их объему – ничто не может заменить. Чисто физически нет таких грузов. Зато мы можем увеличить поток других товаров – тех же "нишевых" нефтепродуктов, продуктов в контейнерах, продуктов деревообработки, других небольших и специфических грузов (которые не интересуют крупные российские порты). Предприниматели над этим работают.
Транзит
Он здесь недавно: депутат объяснил, почему Кариньш ополчился на банки и транзит
Здесь мы вместе с LatRailNet (дочернее предприятие LDz, которое определяет плату за инфраструктуру и осуществляет распределение мощностей железнодорожной инфраструктуры – ред.) предлагаем специфические скидки для новых грузов, над привлечением которых работают предприниматели. Если кто-то получает такой груз, то у него скидка на железнодорожную перевозку на территории Латвии", – сообщил Линкайтс.
По его словам, скидка составляет более 30%.
Еще одно направление для развития перевозок – это транспортировка местных грузов.
"Мы способствуем тому, чтобы латвийские предприниматели больше использовали железную дорогу для перевозки своей продукции. Внутренние объемы выросли, но там еще большой потенциал. Отправляясь с визитами в регионы, встречаясь с предпринимателями, я рекламирую возможность использовать железную дорогу для перевозок. И встречаясь с иностранными инвесторами, которые собираются открыть в Латвии новые производства, мы побуждаем их сразу создавать железнодорожное подключение", – подытожил Линкайтс.