РИГА, 18 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Еще весной 2020 года руководитель Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ) Иварс Аболиньш, сославшись на низкие рейтинги канала LTV 7, единственного общественного СМИ, вещающего на русском языке, принял решение о его закрытии. Канал должен прекратить вещание с 1 сентября этого года, при этом глава НСЭСМИ выразил уверенность, что достичь аудитории нацменьшинств у журналистов, работающих на канале, получится на создаваемой мультимедийной платформе (читай – в интернете).
Еще тогда отдельные участники рынка задались вопросом: накануне закрылись выпуски новостей на Первом Балтийском, а теперь, с закрытием LTV 7, латвийское телевидение на русском языке и вовсе прекратит существование? И дело даже только в том, что около 40% населения страны считают русский язык своим родным и платят налоги, которые идут в том числе и на содержание общественного телевидения. Проблема гораздо глубже: зрители, которым перестанут показывать новости латвийского содержания на русском, будут смотреть передачи (и новости) на российских каналах. Это, во-первых. А во-вторых, канал связи правительства с той частью русскоязычной аудитории, которая привыкла смотреть телевизор, будет потерян окончательно и бесповоротно.
Такая проблема действительно существует, и в очередной раз она проявила себя совсем недавно – весной этого года министр здравоохранения Даниэль Павлютс жаловался на то, что ему "никак не достучаться до русскоязычной аудитории, чтобы рассказать о преимуществах вакцинации".
Примечательно, что о своих бедах министр рассуждал на телеканале LTV 7, который вот-вот закроют его партнеры по правительственной коалиции.
Вопрос роста популярности "российской пропаганды" в латвийском ТВ-пространстве начали решать не путем создания конкурентоспособного качественного продукта, а путем закрытия российских каналов, постепенно приучая аудиторию к интернету. В сущности, члены НСЭСМИ были согласны с тем, что подобное решение заставит русскоязычных телезрителей переключиться на российские новости и телеканалы, но партийные убеждения не позволили поднять вопрос о возвращении этой группы телезрителей "в латвийскую юрисдикцию". Здесь действует негласное правило: "правильный" латвийский русский зритель может смотреть телеканалы на латышском языке, а "неправильные" – как бы и "не считаются".
Наиболее решительными оказались депутаты партии "Согласие": они предложили внести поправки в закон об электронных СМИ. Чтобы законодательно позволить транслировать программы, которые будет готовить редакция интернет-платформы, в пакетах кабельного телевидения, как и другие каналы общественного телевидения. В аннотации к законопроекту, подписанному депутатами "Согласия", в частности, сказано: "Теоретически переход на мультимедийную платформу может способствовать привлечению новой (и более молодой) аудитории. Однако конкуренция среди русскоязычных СМИ в интернете настолько огромна, что с ресурсами, доступными командам LTV 7 и LSM, сложно надеяться на значительные достижения. В то же время наибольшая часть нынешней аудитории (сейчас ежедневные новости смотрят 30- 40 тысяч человек) будет безвозвратно потеряна, поскольку это преимущественно немолодые и не очень обеспеченные люди, которые отдают предпочтение традиционным платформам, например кабельному телевидению".
В аннотации к законопроекту была отмечена тенденция – чем больше власти страны закрывают отечественные СМИ на русском языке, тем быстрее растет аудитория у российских СМИ, доступных в Латвии: "Поправки к электронным СМИ необходимы, чтобы предотвратить существенное сокращение аудитории общественных СМИ на русском языке и роста аудитории и популярности пропагандистских каналов российского ТВ. Это важно с точки зрения государственной безопасности…".
Здесь стоит отметить, что, с позиции многих парламентариев и членов правительства, практически любой российский канал априори считается пропагандистским. В свою очередь, общественные (то есть государственные) и частные электронные СМИ Латвии, поднадзорные советам, состоящим из ставленников коалиционных политических партий, таковыми не считаются.
Однако даже железный аргумент в виде государственной безопасности не помог. На заседании комиссии Сейма по правам человека и общественным делам поправки "Согласия" к первому чтению не были поддержаны. Голоса в комиссии разделились четыре на четыре, таким образом, не стоит ожидать, что в скором будущем в кабельных сетях появится содержание канала LTV 7.
Впрочем, некоторые депутаты выразили желание решать проблему. Так, председатель комиссии Артус Кайминьш предложил, чтобы Совет по общественным СМИ и Национальный совет по электронным СМИ в течение двух недель подготовили альтернативное предложение на тему – как не потерять аудиторию канала, закрыв сам канал. Руководитель Совета по общественным СМИ Янис Сикснис выразил готовность разобраться в ситуации, однако, по его словам, в совете не хватает работников, то есть в заданные сроки справиться с поставленной задачей вряд ли получится. При этом его коллега из НСЭСМИ Иварс Аболиньш заявил, что готов оказать административную поддержку. На том и разошлись.
Можно предположить, что вероятность того, что чиновникам удастся найти метод сохранения аудитории ими же закрытого телеканала, есть, но она минимальна.