РИГА, 17 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Очень неприятную задачу подкинул правительству Совет по конкуренции: опубликовал отчет, согласно которому крупные строительные компании путем заключения картельных соглашений реализовали несколько десятков государственных и муниципальных заказов на общую сумму более 686 миллионов евро. На каждый конкурс претендовали заранее определенные строительные компании, следовательно, и сумму закупки нельзя было опустить ниже, что было бы возможным при наличии честной конкуренции.
Среди зданий, построенных в результате "договорняков" между строителями, Рижский замок, Эстрада в Межапарке, Академический центр Латвийского университета в Торнякалнсе, Лиепайская тюрьма и даже здание Бюро по борьбе и предотвращению коррупции, а также масса построек во многих самоуправлениях Латвии.
Еще в начале августа представитель Совета по конкуренции Зане Горшкова сообщила, что контрольный орган наложил штрафов на более чем 16 миллионов евро в отношении десяти предприятий – фигурантов "строительного картеля".
Названия компаний не разглашались, но, по данным СМИ, в заключении незаконных договоренностей подозреваются 18 компаний, практически весь "цвет" строительной индустрии Латвии, название которых можно увидеть на стройке любого крупного объекта с участием государственного или муниципального капитала: Skonto būve, Velve, Rere būve, Re & Re, Rere meistari, Arčers, Latvijas energoceltnieks, LNK Industries, RBSSKALS būvvadība, RBSSKALS, Latvijas tilti, Merks, Kodols M, Monum, Enfort, Abora, Ostas celtnieks и UPB.
По всей видимости, Совет по конкуренции завершил дело, начатое еще в 2019 году совместно с Бюро по борьбе и предотвращению коррупции. Помимо организации строительного картеля некоторым фигурантам дела инкриминировалась и дача взяток, среди подозреваемых фигурировали и государственные должностные лица.
Среди материалов дела фигурировали аудиозаписи, сделанные сотрудниками Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), на которых представители строительных организаций в период с 2015 по 2018 год как минимум 12 раз встречались между собой, чтобы обсудить участие в определенных конкурсах. В разговорах упомянуты названия около 90 закупок на строительные работы, из которых идентифицированы 70. Разговоры происходили в том числе в комплексе отдыха "Таурени" - примечательное место, если верить книгам, изданным журналистом и исследователем Лато Лапсой, нередкими гостями там бывали и латвийские министры, и политики из парламента, и другие должностные лица.
В деле строителей, начатом в 2019 году, фигурировали имена министра финансов Яниса Рейрса, политика Эдгарса Яунупса, бывшего министра финансов Даны Рейзниеце-Озолы, бывшего лидера "Единства" Солвиты Аболтини и депутата Сейма Яниса Урбановича.
Что "на выходе"? В этом году БПБК "сошло с дистанции", предоставив Совету по конкуренции самому заканчивать дело. Эксперты полагают, что проблема здесь – в особенностях делопроизводства. Для уголовного процесса пришлось бы доказывать вину каждого конкретного должностного лица, тогда как для решения Совета по конкуренции достаточно лишь наличия признаков картельного соглашения, чтобы наложить штраф. С единственной разницей: в первом случае ответственность понесли бы в том числе и заказчики из государственных и муниципальных организаций, а сейчас все дело ограничилось "навешиванием" штрафов на исполнителей, то есть строительные компании. Политическая составляющая, как обычно, начисто пропала из материалов дела, и теперь все выглядит как сговор строителей. К которому заказчики не имеют никакого отношения.
После состоявшегося в понедельник заседания Совета по сотрудничеству коалиционных партий премьер-министра Кришьяниса Кариньша спросили – какова будет его реакция на дело о строительном картеле? Премьер-министр ответил весьма сдержанно: следует оценить убытки, нанесенные государству, и предотвратить возникновение подобных картелей в будущем.
Вопрос о строительном картеле на заседании Совета коалиционных партий, по словам премьера, не обсуждался, а сам он еще на прошлой неделе встретился с руководством Совета по конкуренции, а также поручил Минэкономики, Минфину, Минюсту, Минкультуры и другим ведомствам оценить влияние решения по делу о картеле на нынешние и планируемые строительные проекты, а также – на государственный бюджет. "Сейчас преждевременно рассуждать о конкретных убытках. Все это будет оцениваться. Если будут убытки, то государству надо будет действовать", - заявил глава правительства.
Сейчас, судя по всему, наиболее агрессивно в деле строителей ведут себя новые консерваторы. Министр юстиции Янис Борданс побывал на встрече с председателем Совета по конкуренции Юрисом Гайкисом и получил ответ на свой главный вопрос – строительный картель не повлиял на закупку и строительство Лиепайской тюрьмы. Напомним, этот строительный объект Новая консервативная партия (НКП) считает для себя приоритетным. После этого председатель фракции НКП в Сейме Юрис Юрашс направил заявление генпрокурору Юрису Стукансу с просьбой провести проверку, чтобы выяснить, есть ли в действиях участников картеля признаки преступных деяний. По мнению политика, надо выяснить объем ущерба, причиненного государству, и найти способы, как компенсировать эти потери.
Мэр Риги Мартиньш Стакис днем ранее заявил, что Рижская дума будет оценивать возможности, как вернуть переплаченные самоуправлением деньги с предприятий, вовлеченных в строительный картель. Для нового мэра дело о картеле является, своего рода, подарком. Все или почти все объекты, упомянутые в деле, были построены в Риге во времена коалиции Ушакова. Мэр заявил, что в настоящий момент сумма убытков еще не подсчитана, но они могут составлять до 10% от расходов на каждый конкретный проект. Суммируя, предполагает рижский мэр, можно говорить о взыскании со строителей около 20 миллионов евро.
Судя по всему, дело о строительном картеле будет еще долго оставаться на повестке дня - в том виде, в каком оно выгодно тем или иным партиям для достижения политических целей. Но без внимания пока остаются главные аспекты – без участия высших должностных лиц и представителей партий строительный картель вряд ли мог реализовать свои интересы в полной мере. А среди представителей крупных строительных компаний даже на официальном уровне очень много спонсоров политических партий, как оппозиционных, так и входящих в правительственную коалицию. Поворот картельного дела в этом направлении явно никому не нужен.