РИГА, 13 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии утвердил решение правительства о введении режима чрезвычайной ситуации в самоуправлениях, расположенных на границе с Беларусью.
О необходимости введения режима чрезвычайной ситуации на латвийско-белорусской границе заявила в ходе дебатов министр внутренних дел Мария Голубева: "Причина чрезвычайной ситуации – существенная угроза государству и общественной безопасности, здоровью и жизни людей, которую создает целенаправленно организованное массовое нелегальное пересечение границы Латвии. С 6 августа число случаев нелегального пересечения границы существенно выросло. За несколько дней было зафиксировано случаев больше, чем за весь предыдущий год. С начала июля в Литву в организованном виде из Беларуси было выслано более 4000 человек".
Министр отметила, что с юридической точки зрения режим ЧС не позволит лицам, незаконно пересекающим границу со стороны Беларуси, претендовать на получение убежища в Латвии: "На время чрезвычайной ситуации нельзя попросить убежища в Латвии с территорий, где объявлен режим ЧС. Это, конечно, можно сделать в общем порядке в другом месте в Латвии. Это решение на ограниченное время сужает установленные права лиц и расширяет полномочия должностных лиц по немедленному возвращению лиц, незаконно пересекающих границу".
Ряд депутатов, как оппозиционных, так и представителей коалиционных партий, отметили, что главе МВД следовало бы гораздо раньше задуматься о ситуации на границе. Кризис с беженцами в соседней Литве набирал силу в июне - июле, а значит, можно было задуматься и о том, что подобное может случиться в Латвии.
Вот что заявила оппозиционный депутат Сейма Любовь Швецова: "Разве уже в июле не следовало начинать активную работу, чтобы Латвия была готова к возможным рискам, предложить решение кризиса, вызванного беженцами? Нет, в июле министр внутренних дел Латвии заявляла, что риски не высоки и что нет необходимости посещать границу. В конце июля наша министр готовилась к "прайду"... На мой взгляд, некомпетентность и, соответственно, запоздалая реакция привели к тому, что 173-километровый участок государственной границы оказался в столь плачевном состоянии".
Янис Иесалниекс из Нацобъединения также указал на странные приоритеты министра внутренних дел: "К сожалению, на прошлой неделе министр внутренних дел и руководство погранохраны считали, что угрозы того, что в Латвии может повториться литовский сценарий, маловероятны. Но уже спустя несколько дней стало понятно, что я был прав, а министр и руководство погранохраны были слишком оптимистичны. Вместо того, чтобы укреплять латвийско-белорусскую границу, министр на прошлой неделе решила посещать развлекательное мероприятие "Балтийский прайд".
Оценивая проект решения с учетом отношения к поступающим беженцам, можно сделать вывод, что ни один из депутатов Сейма (за законопроект проголосовали все присутствующие, 85 парламентариев) не желает видеть их в Латвии. Рамона Петравича, бывшая министр благосостояния от партии KPV LV выразилась об этих людях достаточно жестко: "У иммигрантов c Ближнего Востока довольно часто диаметрально отличное от нас понимание норм морали и культуры, начиная от ограничений в различных услугах и одежде для женщин и заканчивая торговлей детьми… Эти ценности неприемлемы ни для латвийского общества, ни для любой страны Евросоюза, ни для меня лично. В Латвии не должно происходить терактов и нападений на почве ненависти, подобных тем, что случались в крупных городах Западной Европы, а также – появляться обособленные коммуны иммигрантов".
За соблюдение требований к стране, прописанных в Конвенции о правах человека, выступил только депутат Борис Цилевич от "Согласия": "Конечно, мы не должны предоставлять прибежище всем, кто его требует, но наша обязанность – рассмотреть все заявления, в том числе и от тех, кто пересек границу нелегально. И все лица, которые находятся в латвийской юрисдикции, на них фактически распространяется конвенция и право подать такое заявление. Конечно, может быть применена ускоренная процедура, но вообще отказаться от принятия заявления и его рассмотрения мы не можем…"
Депутат также напомнил, что еще совсем недавно, когда кризис с беженцами продолжался в странах старой Европы, а в Сейме обсуждали возможность оказать поддержку этим государствам или принять часть беженцев у себя, с трибуны парламента раздавались призывы игнорировать этот вопрос. Мол, это проблемы других государств, пусть они и справляются сами. Сейчас, напомнил Борис Цилевич, возникла обратная ситуация, когда о международной помощи впору попросить самой Латвии.
Оценка экономического эффекта от введения режима ЧС и дальнейших пограничных планов правительства была дана двумя депутатами парламента. Так, о будущих расходах упомянул Иван Клементьев от "Согласия": "Нам надо готовиться к тому, что в ближайшие годы нам придется выделить 27 миллионов евро. Это по состоянию на данный момент. Но рост цен на все товары – на бензин, электричество – очень стремителен, сами видите. То есть можем прогнозировать, что расходы составят 40 или 50 миллионов. Но они необходимы".
Юлия Степаненко, оппозиционный депутат, высказала подозрения, что режим ЧС может быть использовать правящими партиями для различного вида схем с использованием государственных средств: "Вы, коллеги из "Для развития/За!", когда закончите использовать все наши несчастья, чтобы на них зарабатывать деньги? Поскольку то, что мы видим в конце этого распоряжения – опять без конкурса закупать все, что необходимо. Но, по сути, в этом распоряжении есть противоречия. Вначале мы говорим о том, что мы ни в коем случае не пустим этих людей в страну вообще, а в конце есть пункт, что если вдруг кто-то попросит прибежища, то его надо обеспечивать… Конечно, я призываю поддержать это распоряжение, но его надо исправлять. Я понимаю, что другого выхода у нас нет, и Сейм просто должен подтвердить это решение, но здесь опять кто-то хочет заработать".
Режим ЧС продлится на границе с Беларусью до 11 ноября. До этого времени руководство министерства внутренних дел рассчитывает отгородить наиболее рискованные с точки зрения проникновения нарушителей участки границы и в целом решить проблему, связанную с притоком беженцев в страну.