РИГА, 29 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. В связи с "борьбой за всеобщее счастье", связанное с вакцинацией, для меня большой вопрос - насколько морально оправдано "принуждение к счастью"? Ведь сегодня многие сторонники вакцинации требуют "более решительных действий по выздоровлению общества".
Нельзя не признать, что террористы во власти были эффективны в борьбе с оспой. Ленин, победитель в позорной гражданской войне, унесшей жизней немногим меньше, чем унесла Великая Отечественная, имел капитальные победы в вопросе вакцинации от оспы. Чужое мнение по поводу общественного счастья его мало заботило. А вот наука заботила весьма. В этом смысле многие нынешние "либералы" - по сути, настоящие ленинцы.
В российской истории оспенной прививки содержатся практически все те меры, к которым призывают нынешние сторонники вселатвийской вакцинации. Изучить этот опыт весьма полезно, поскольку сразу же понятно, насколько действенна та или иная мера, как ей исторически противодействовали "антиваксеры" прошлого, и насколько далеко в репрессиях может дойти общество, решившее воевать за вакцинацию до победного конца.
Царское дело
Современный спор об эффективности пиара вакцинации первым лицом государства имеет вполне четкие исторические прецеденты. В Российской империи самой первой решилась на такую меру Екатерина II. Это был довольно отважный шаг, поскольку смертность от противооспенных прививок составляла 2%. Смертность после нынешних короновирусных вакцин тысячекратно меньше.
Императрица, рискнувшая привиться с таким риском, способствовала массовой вакцинации в России. Можно сказать, именно с нее и началась российская борьба с заразой, которая косила без разбора и простых людей и императоров (в XVIII веке оспа убила в Европе пять правящих монархов, включая российского императора Петра II, французского короля и императора Австрии).
Примеру императрицы, также привившей своего сына и наследника, последовала знать - спустя буквально месяц привились более 140 российских аристократов. О подвиге императрицы писали российские газеты, а кульминацией стало введение общегосударственного праздника 21 ноября, "подвига привития оспы". Отмечали с невиданным размахом, каждый город был обязан провести праздничную иллюминацию, в столице она и вовсе продолжалась три дня.
Торжество было не только светским, но и духовным – по закону каждое 21 ноября обязали начинать всенощным бдением с "божественными литургиями о здравии". Каждый православный храм в России должен был продолжать колокольный звон весь день. Ни одно празднество, связанное с военными подвигами, ни присоединение Крыма или половины Польши, весьма обогатившее казну, не отмечалось с таким размахом.
Словом, пиар был беспрецедентным. Но насколько эффективным? Чем ближе к просвещенной столице, тем шире был результат. Чем дальше – тем незаметнее. На окраинах как вымирали от оспы, предпочитая "христианскую смерть" "адской прививке", так и продолжали гибнуть. В 1768-1769 годах от этой заразы вымерло 65% полуострова Камчатка. Эпидемия аукалась демографии еще полтора века.
Ртуть, пиявки и хрен
Увольнение нежелающих прививаться ввела также Екатерина II. При ее дворе антипрививочникам места не было. Так что "антиваксеры", называющие эту меру фашизмом, -- не правы. Во-первых, нацистские, советские да и меры демократической Англии XX века по борьбе с инфекцией и "антиваксерами" были гораздо строже, но об этом позже. Во-вторых, увольнение непривитых правильнее называть признаком не фашизма, а царского самодержавия.
Эффект был также относительно невелик, и чем дальше от столицы, тем хуже работал. Это нужно учесть современным сторонникам такой меры – как латвийским, так и российским. Защитить просвещенную столичную элиту она сможет лишь отчасти, а всю страну – почти наверняка нет.
Сложно сказать, насколько эти меры были бы действенны в сегодняшних условиях, потому что главным препятствием для повсеместной вариоляции в России XVII века была нехватка врачей. На одного доктора приходилось 18 тысяч жителей. По сути, врачей хватало лишь для царского двора и армии. Немалым препятствием было и то, что многие провинциальные врачи XVIII века своим знаниям доверяли гораздо больше, чем царской пропаганде. Отсутствие внятной статистики делало свое черное дело.
Знаний о болезнях у сельских знахарей было мало, но их заменяла вера в магические действия. Карл Эрнст фон Бэр писал в начале XIX века, что нигде в мире нет так много вредных предрассудков о медицине, как в Эстляндии и Лифляндии. Врачевали часто спиртом, уксусом, серной кислотой, порохом, ртутью, скипидаром и серой. Зато природными средствами лифляндцы пользовались умело и арсенал тогдашних знахарей был заметно шире: в него входили амулеты, заклинания и аптечные пиявки, больным ставили банки и пускали кровь.
Примечательно, что и просвещенная публика искала народные средства для смягчения симптомов оспы. Например, врач и аптекарь Петер Эрнест Вилде в 1776 году в своем журнале рекомендует для лечения оспы... корень хрена, отвар девятисила, семена сельдерея, а также припарку для ног из теста, смешанного с горчицей и уксусом. Также с его слов, помогает очистка желудка при помощи клистира. В общем, "жаль, что больные так быстро умирают, у врача еще столько замечательных идей!"
Пропаганду в массы!
Александр I, поклонник и победитель Наполеона, первым среди российских монархов понял, что одной лишь пропагандой элиты нужных темпов вакцинации не достигнуть, и приказал просвещать народ на ярмарках и в церквях. Благодаря его усилиям в России было привито фантастическое для своего времени число людей.
Вот например, выписка из закона от 3 мая 1811 года "о распространении прививания оспы в губерниях": "преклонять прихожан своих к принятию сего спасительного средства и даже, стращая гневом Божьим, вперять им мысль, что неупотребление по предрассудку или упрямству испытанных и целебных пособий значит отягощать совесть свою тяжким преступлением".
На ярмарках была развернута широкая пиар-компания, для которой вовсю использовались лубки, доступные пониманию самых малограмотных. Вот например такой:
"Послушайте, отцы и матери-глупухи,
А пуще всех карги, упрямые старухи,
Возьмитеся за ум, не бойтеся коров,
Кто оспу их привьет, тот жив, цел и здоров!"
Также Александр I ввел "оспенные комитеты" на местах, специально для борьбы с предрассудками. По сути, это были такие пропагандистские благотворительно-образовательные организации. В их состав входили крупные чиновники на местах, врачи (все еще весьма редкие и очень уважаемые), а также духовные власти. До этой стратегии наши правительства еще не дозрели, но, как мне кажется, дозреют обязательно.
Казалось бы, не проще ли купить верность газеты? Проще. Но недостовернее. Когда усилия по просвещению прикладывают местные духовные лидеры, доверие народа больше.
В общем, Александр I действительно немало сделал, чтобы победить оспу. Причем делать это приходилось отнюдь не в мирное время: в течение одновременно идущих трех войн на разных концах России (Турция – Персия – Швеция) в 1808 году благодаря усилиям этого монарха было привито около 300 тысяч человек, при этом почти 120 тысяч из этого числа - младенцы, привитые за государственный счет. Для Европы это была весьма впечатляющая статистика.
А что же делали антипрививочники того времени? Матери выскабливали место вакцинации ребенка ножом, чаще всего не очень чистым, что приводило к заражению и порой смерти даже не от оспы, а от гангрены. Врач 1890-х годов Николай Кириллов, работавший в забайкальской экспедиции, писал о том, что население по-прежнему считает вакцинацию грехом, прячет больных от фельдшера, а в случае прививки старается высосать препарат из места укола через соломинку.
Стоит ли здоровье нации репрессий?
Вопреки представлению о том, что на всеобщую принудительную вакцинацию России решились только бескомпромиссные большевики, законопроект о такой беспрецедентной мере обсуждался еще Учредительным собранием при Николае II в 1908 году. Правда, так и остался проектом. Его инициаторы апеллировали к европейскому опыту.
В начале XX века в Германии, где вакцинация была всеобщей и принудительной, за 25 лет от оспы умерло только 4 человека, а в соседней Франции, где дальше пропаганды прививок не пошли, гибли по 600 человек в год. В России же в год умирало от болезни около 100 тысяч человек.
Но на авторитарные методы Николай II не решился, и "поезд тронулся" только во время гражданской войны благодаря Ленину.
В самый разгар гражданской войны в 1919 году, когда в России брат убивал брата, а общее число жертв исчислялось десятками миллионов, Ленин не только "истреблял буржуев", но и боролся с заразой: издавал декреты "об обязательном оспопрививании" и выделял немалые средства (которых не всегда на хлеб для населения хватало) на создание бактериологических институтов, призванных бороться с эпидемиями.
Эту борьбу продолжил и Сталин, причем с принудительной вакцинацией добрался до тех мест, куда до него никому не удавалось. Самым отсталым, агрессивно-антипрививочным регионом был Дагестан. Оспа здесь присутствовала всегда, периодически вспыхивая эпидемиями. Даже в двадцатом веке здесь то и дело смертность превышала традиционно высокую для Кавказа рождаемость. В 1936 году за год в этом регионе было сделано около 140 тысяч прививок. А кто мешал вакцинаторам – тот поехал в Сибирь, "снег убирать".
Черный год страшных репрессий, 1937-й, был в России первым годом без оспы, которая убивала больше, чем любые войны и карательные меры. По выкладкам ученых, в результате Первой и Второй мировых войн на Земле погибло около 92 миллионов человек. А от оспы в XX веке – от 300 до 500 миллионов.
И все же советские репрессии 1937-1938 годов - следствие все той же непоколебимой решимости власти добиться прививок на благо общества, несмотря ни на какое сопротивление. Просто в 1936 году в Сибирь уехали антипрививочники, а годом позже "воронки" приехали к "кулакам", священникам, бывшим эсерам, выезжавшим за границу, армейской верхушке и всем другим, имевшим мнение, отличное от "правильного", написанного в центральных газетах.
Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что репрессии, начатые против "антиваксеров", обязательно придут к вашему собственному порогу. Да, люди, отказывающиеся вакцинироваться, верящие пустоголовым популистам, будут источниками заражения и, вполне вероятно, умрут. Но если забрать у них свободу слова и мысли, скорее всего, этих свобод лишатся и все остальные. А для меня свобода слова и мысли важнее жизни.