РИГА, 29 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Меньше месяца прошло с момента, когда в Латвии начали работать новые самоуправления – после проведенной административно-территориальной реформы, – как опять назрела необходимость в изменениях. На этот раз правительство должно учесть все аргументы суда Сатверсме, который удовлетворил часть жалоб самоуправлений на проведенную реформу, и уже к новому году подготовить новое регулирование принципов определения и функционирования самоуправлений.
Напомним, что часть жалоб от самоуправлений поступила в Конституционный суд сразу после провозглашения закона "Об административных территориях и населенных пунктах", и законодатели смогли вовремя исправить ошибки в ходе подготовки законопроекта – выборы в самоуправления прошли уже с учетом решения суда. В ряде случаев (Резекненский и Вараклянский края, например), из-за вмешательства суда Сатверсме пришлось отменять муниципальные выборы и переносить их на осень. Но есть самоуправления в Латвии - Илукстский и Озолниекский края, - которые опротестовали свое присоединение к Верхнедаугавскому и Елгавскому краям соответственно. В нынешний порядок административно-территориального деления их автономное существование не укладывается, потому правительству и законодателям придется в срочном порядке менять всю схему административно-территориальной реформы.
Одним словом, вместо продуманной реформы получилась законодательная "халтура", по крайней мере, в значительной части процесса. Интересно, что большинство аргументов, приведенных в заявлениях самоуправлений в суд Сатверсме, высказывались и представителями самоуправлений, и оппозицией Сейма в ходе подготовки законопроекта о реформе в парламенте. Но коалиционные депутаты и представители ответственного министерства защиты среды и регионального развития упорно игнорировали все мнения. Да и президент страны, будучи своего рода последней инстанцией при провозглашении законопроекта, протесты и возражения никак не учел.
Переделывать нормативную базу поручено тому же министерству защиты среды и регионального развития. Суд Сатверсме установил сроки: до 1 января 2022 года все недочеты в отношении упомянутых двух самоуправлений должны быть исправлены на законодательном уровне.
И в этой связи, как отметил на прошедшем заседании комиссии Сейма по административно-территориальной реформе министр регионального развития Артурс Томс Плешс, предлагается вернуться к варианту решения, которое министерство предлагало с самого начала. А именно: объединить крупные города (в административном смысле) с прилегающими областями.
Заместитель госсекретаря министерства Илзе Оша предложила объединить Даугавпилс со всем Верхнедаугавским краем (грубо говоря, в границах бывшего некогда Даугавпилсского района), Елгаву (с Елгавским краем), Лиепаю (с Южно-Курземским краем), Резекне – с Резекненским краем, Вентспилс – с Вентспилсским краем.
Идея заключается в том, что, как отметил министр, "сотрудничество между крупными городами и прилегающими областями" дает дополнительный импульс к их развитию, что в итоге сказывается на доступности услуг и повышении благосостояния жителей". С одной стороны – логично. В самоуправлении должен быть свой центр развития (что-то вроде административного центра), а рядом с крупным городом наличие подобного центра для прилегающего самоуправления весьма сложно объяснимо. В конечном счете та же Рига с прилегающими территориями давно существуют по тому же принципу. Разве что, местные власти у каждого – свои. Представитель Союза самоуправлений назвал подобный вариант решения вопроса логичным.
Переформатировать самоуправления планируется в ходе следующих муниципальных выборов - летом 2025 года. А чтобы исполнить решение суда Сатверсме, к 1 января 2022 года в силу должно вступить нормативное регулирование, предусматривающее "переходный период", то есть особый порядок сотрудничества между потенциальными едиными административными единицами в культурной, социальной и других сферах.
Но есть в предложенной схеме и минусы. Первый и главный из них – сроки. Поправки должны быть подготовлены и приняты парламентом до 1 января. За это время необходимо не только подготовить законопроект, но и провести процедуру согласования намерений с жителями соответствующих самоуправлений. Депутат Сейма и член комиссии по административно-территориальной реформе Регина Лочмеле отмечает, что в условиях, когда только что прошли выборы в новые самоуправления, и они едва приступили к работе, проведение общественного обсуждения с жителями по поводу еще одной реформы как минимум не принесет объективных результатов.
Отсутствие должной коммуникации с населением и представителями краев при разработке границ самоуправлений во время проведения административно-территориальной реформы суд Сатверсме выдвигал в качестве одного из аргументов в ходе принятия решений. Не исключена вероятность того, что мнения представителей краев, присоединяемых к большим городам, вновь не будут услышаны в процессе подготовки законодательной базы. А значит – впереди возможны новые судебные заседания.