Страсти по велодорожке: экоактивистам пришлось умерить аппетиты

С 1 сентября движение по многострадальной рижской улице Чака будет изменено вновь
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 13 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Велодорожка на улице Чака в Риге давно вышла за пределы рядового вопроса организации транспортного сообщения и рискует превратиться в общеполитический скандал общегородского масштаба.
Велоэксперимент на одной из главных рижских улиц стал, пожалуй, одним из первых решений новой коалиции в Рижской думе, привлекшим внимание широкой общественности.
Сто дней: Рижская коалиция отчиталась о работе
Возможно, воодушевившись ранее проведенными акциями по кратковременному объявлению пешеходными отдельных городских улиц, новая коалиция практически сразу после выборов в прошлом году изменила порядок движения по улице Чака. Там появились две широкие велодорожки, а проезжую часть сократили до двух полос – по одной в каждую сторону.
Общественности данный эксперимент был преподнесен как инновация и смелое улучшение городской транспортной инфраструктуры.
На практике получилось не очень: движение по улице Чака оказалось практически парализованным. Частный транспорт, имея по одной полосе в каждую сторону, потерял возможность объезжать троллейбусы и автобусы, а общественному транспорту пришлось делать остановки прямо на полосе движения, поскольку ранее доступное для остановок место было отдано велосипедистам.
Улица встала в нескончаемую пробку, причем даже не в часы пик. Графики движения общественного транспорта, связывающего центр с густонаселенными районами Пурвциемс и Плявниеки, оказались безнадежно сорваны. При этом велосипедисты и скутеристы по-прежнему предпочитали передвигаться по тротуарам. Социальные сети взвыли от возмущения.
Все это происходило поздней осенью, но даже в сезон дождей и снега (когда движение по оборудованным велодорожкам сократилось до абсолютного нуля) ни общественному, ни частному транспорту не вернули вторые полосы для движения в каждом направлении.
"Вы довольны?" Велосипедная полоса парализовала улицу Чака в Риге
В течение этого года в думе неоднократно поднимался вопрос о том, что делать с велоэкспериментом, который уже мало кто называет удачным. Первоначально его планировалось завершить весной (что странно, учитывая сезонную загруженность велодорожек), однако впоследствии срок продлили до 1 сентября этого года.
На последнем заседании Комитета по делам транспорта и сообщения после долгих дискуссий было принято решение: с 1 сентября движение по улице Чака в Риге будет изменено вновь. Планируется, что велодорожка будет сохранена только в направлении центра города, а общественный транспорт в эту сторону будет передвигаться по одной полосе с другими транспортными средствами. В свою очередь, в направлении из центра велодорожку уберут и организуют две полосы для движения – одну для общественного транспорта, вторую – для другого автотранспорта.
Департаменту сообщения будет поручено до 1 апреля 2022 года разработать решение, согласно которому улица Кр. Барона будет оставлена только для движения пешеходов и велосипедистов, с сохранением, разумеется, трамвайного сообщения по этой улице.
Активист: нельзя напихать велодорожек на тротуар
Интересно, что данное предложение было раскритиковано сразу с двух сторон – как думской оппозицией, так и представителями общественных организаций, ратующих за расширение прав велосипедистов в городе, поскольку решение было принято без каких-либо консультаций с ними.
Представитель организации "Город для людей" (которая была идейным вдохновителем создания велодорожек на улице Чака) Отто Озолс заявил, что данное решение комитета является "шагом назад" в развитии инфраструктуры города. После ликвидации одной из велодорожек, велосипедисты, по его словам, вновь будут ездить по тротуарам, угрожая безопасности пешеходов. Он отметил, что поток велосипедистов довольно плотный – например, перекресток улиц Чака и Бруниниеку в час пересекают до 200 велосипедистов. Для тротуаров с пешеходами это станет весьма тяжелой нагрузкой.
Активист Марис Йоновс призвал продолжать велоэксперимент на улице Чака и завершить все намеченные работы. Так, например, чтобы ускорить движение общественного транспорта, по его словам, необходимо модернизировать троллейбусные линии, чтобы троллейбусы не тормозили перед каждым перекрестком или остановкой.
Также Йоновс отметил, что велосипедисты не станут использовать для передвижения улицу Барона, поскольку инфраструктура для велодвижения по ней не создана. При этом улицу все равно будут использовать автомобилисты как минимум для выезда со дворов, и это создаст велосипедистам дополнительные сложности.
Халатян: чтобы в Ригу пришли инвесторы, одних велодорожек мало
Представитель думской коалиции Юстине Пантелеева заявила, что голосование по решению судьбы велодорожек на улице Чака было тяжелым, однако фракция "За!/Прогрессивные" была вынуждена согласиться, поскольку это представляет собой компромиссный вариант решения транспортной проблемы - в противном случае с улицы Чака исчезли бы обе велодорожки. Она выразила надежду, что Департамент сообщения подготовит проект решения по развитию велоинфраструктуры на улице Барона, которой будут пользоваться велосипедисты, желающие попасть из центра в Пурвциемс.
По мнению депутата "Согласия" Вадима Фалькова, в результате неточного планирования сама по себе хорошая идея о велодорожках в городе в глазах общественности была "девальвирована". Теперь придется заново изучать вопрос.
Депутат предложил организовать на улице Чака три полосы для общественного и частного автотранспорта. В направлении центра будет одна полоса для общественного транспорта по центру улицы, а вторая полоса – для автотранспорта. В направлении из центра будет сохранена одна полоса для движения.
Он также призвал не проводить изменений в организации движения транспорта на улице Барона. По словам депутата, под давлением политиков специалисты из Департамента сообщения будут вынуждены "проектировать "Титаник", который в конце концов затонет". Однако это предложение не получило поддержки большинства.