РИГА, 25 июн - Sputnik. Литовские железные дороги (ЛЖД, Lietuvos geležinkeliai) могут понести убытки в размере до 100 миллионов евро от введенных Евросоюзом секторальных санкций против Минска, сообщает Sputnik Литва со ссылкой на заявление представителя компании Мантаса Дубаускаса.
Брюссель накануне утвердил секторальные экономические санкции против Беларуси. Меры включают ограничение торговли нефтепродуктами, калийными удобрениями и табачными изделиями, а также запрет на экспорт в республику технологий для мониторинга связи и товаров двойного назначения. Кроме того, белорусам ограничивают доступ на финансовые рынки ЕС.
Санкции, в частности, предусматривают запрет импорта и транспортировки на территории ЕС нефтепродуктов из Беларуси, включая масла, нефтяной газ и другие газообразные углеводороды, парафиновый воск, торфяной воск и аналогичные продукты, нефтяной кокс и битум, асфальтобетонные смеси и прочие битумные смеси на основе природного битума. В соответствии с решением Совета ЕС санкции сегодня вступили в силу.
Как заявил Дубаускас, доходы ЛЖД от перевозки белорусских грузов составляют около 100 миллионов евро - это примерно 30% всех доходов железной дороги.
По его словам, Литовские железные дороги работают над диверсификацией грузовых перевозок, оценивая белорусский сегмент транзита как рискованный. Однако неизвестно, насколько она будет успешной. Дубаускас добавил, что литовские железнодорожники рассчитывают на компенсации от государства.
Литовская Клайпеда расстанется с белорусским калием
В свою очередь, бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий заявил, что санкции ЕС против Минска отразятся на всех компаниях Клайпедского порта, а также на литовском бюджете.
По его словам, в случае запрета транзита белорусских удобрений через Литву события могут пойти по двум сценариям. В первом, маловероятном, варианте экспорт белорусских калийных удобрений будет прекращен полностью по всем направлениям.
При втором сценарии "Беларуськалий" договорится с партнерами из России и начнет экспорт продукции через терминалы Усть-Луги и Санкт-Петербурга. Тогда Литва останется не у дел. Если белорусский калий уйдет в российские порты - он уйдет навсегда, добавил Удовицкий.
Президент Литвы Гитанас Науседа уже признал, что санкции Евросоюза опосредованно затронут Литву, предприятия которой активно сотрудничают с белорусскими партнерами в сфере транзита. "Нельзя принимать ограничительные меры и рассчитывать, что они никак нас не затронут", - успокаивает Науседа.
Отношения Минска и ЕС
Отношения Беларуси и Запада резко ухудшились после президентских выборов 2020 года, когда целый ряд западных государств не признал голосование свободным и демократичным, а Лукашенко - избранным президентом. Евросоюз в прошлом году принял три пакета санкций против ряда компаний и высокопоставленных лиц Беларуси, которых Брюссель считает ответственными за якобы состоявшуюся фальсификацию результатов президентских выборов, а также за насилие в отношении участников протестных акций.
Минск, со своей стороны, принял симметричные ответные меры политического и экономического характера. В апреле пресс-служба правительства Беларуси сообщила об утверждении списка ответных экономических мер на санкции Запада. В перечень запрещенных внесены в том числе товары чешской компании Škoda Auto, немецких Liqui Moly и Beiersdorf. Перечень действителен в течение шести месяцев.
Ситуация усугубилась после инцидента с экстренной посадкой в Минске самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс 23 мая, из-за ложного сообщения о минировании. Этим рейсом летел Роман Протасевич, основатель Telegram-канала Nexta, признанного в Беларуси экстремистским. Его задержали. Европейские страны заявили, что Минск принудил борт приземлиться в своем аэропорту под выдуманным предлогом, запретили белорусским самолетам летать в воздушном пространстве Европы, рекомендовали европейским авиакомпаниям избегать полетов над Беларусью.
Пресс-секретарь белорусского МИД Анатолий Глаз заявил, что действия властей Беларуси при инциденте с самолетом Ryanair соответствовали международным нормам, Минск готов принять экспертов для исключения инсинуаций.
Практика вынужденных посадок самолетов имела место и ранее, наиболее громким случаем стало принуждение к приземлению самолета президента Боливии Эво Моралеса в Вене в 2013 году. Причиной этому стали слухи о том, что на борту вместе с президентом находится бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны.