РИГА, 18 июн — Sputnik. В Латвии пока действуют только номера спасения с суффиксами 111 (для детей) и 006 (для пострадавших от насилия). Общеевропейский кризисный номер 116-123 будет внедряться на основе конкурса, на который подал заявку консультационный и кризисный центр Skalbes, уже 22 года оказывающий латвийцам психологическую помощь по телефону силами добровольцев.
В ковидный год в Латвии заметно возросло количество потенциальных самоубийц и людей, оказавшихся в психологическом тупике, в том числе из-за школьной "удаленки".
Минздрав отреагировал на это увеличением финансирования, часть которого досталась и Skalbes, прежде существовавшему только благодаря финансированию департамента благосостояния Рижской думы. Руководитель проекта кризисной помощи Астра Озола сообщила, что за пандемийный год количество обращений на круглосуточный телефон доверия возросло в 2,5 раза: с 2000-го в месяц в начале 2020 года до 5 тысяч в настоящее время.
"Среди наших клиентов появилась новая группа людей – высокообразованные профессионалы, которые раньше, видимо, справлялись со своими эмоциональными проблемами, а ныне оказались в растерянности. Стало больше мужчин среди наших клиентов. Особенно опасны ночные звонки, когда к людям чаще приходят мысли о самоубийстве, - рассказала Озола. – Теперь для помощи им есть не только круглосуточный телефон, но и возможность получить 10 индивидуальных консультаций психолога. В конце мая стартовал новый проект, который позволяет получить бесплатно 10 консультаций по направлению семейного врача".
В Европе действует единый кризисный номер 116 с разными суффиксами для критических ситуаций, однако в Латвии эта услуга внедряется очень медленно. В частности, конкурс на обслуживание телефона 116-123 Национальная служба здоровья объявила только сейчас, его результаты будут подводиться в июле. Среди претендентов и центр Skalbes.
Примечательно, что из отчетов Латвии в Евросоюз явствует, что помимо номеров 116-006 и 116-111 в Латвии действует горячая линия 116-000 для потерявшихся детей, и за нее отвечает общественная организация Bezvests.lv.
Однако ее представитель Юлия Воронина отрицает причастность к обслуживанию государственной линии: оказывается, соответствующая договоренность была достигнута в 2015 году и тогда же прекратила свое действие. Bezvests.lv продолжает искать пропавших без вести детей и взрослых, как и раньше, на общественных началах и без опеки государства. Даже ничтожную сумму в 22 тысячи евро в 2019 году правительство для волонтеров не нашло, для оплаты технических расходов на поиски.
"Возможность быть услышанным – это проблема нашего общества, – считает Озола. – Мы слушаем, но не слышим друг друга".
Эти слова в полной мере можно отнести к политикам, которые на общественные проблемы реагируют с большим запозданием и не готовы поддержать инициативу снизу. Спасение человеческих жизней в кризисных ситуациях продолжает оставаться уделом энтузиастов, для которых это становится призванием. По словам Озолы, из 20 пришедших на курсы подготовки специалистов для телефона доверия остаются 3-4, и работают они по совместительству. Руководителям центра важно предложить им удобный график и поддержку, чтобы не допустить эмоционального выгорания. А о том, чем оно грозит, говорит недавний шокирующий случай в Восточной больнице, где покончила с собой одна из сотрудниц.
Астра Озола надеется, что за четыре с половиной месяца, которые телефон доверия проработал с повышенной нагрузкой, благодаря дополнительному финансированию Минздрава, доказали его эффективность и необходимость для общества. Однако в регулярный бюджет министерства эта статья расходов пока так и не включена, а когда дело зависит от энтузиазма и удачи при подаче заявок на очередной конкурс, нельзя рассчитывать на стабильный канал коммуникации с теми, кто готовится свести счеты с жизнью.