РИГА, 17 июн — Sputnik, Андрей Солопенко. Недавние муниципальные выборы в Латвии ознаменовались рекордно низкой явкой. К избирательным урнам пришли всего 34% избирателей, что обеспокоило многих политиков и экспертов. Премьер-министр заявил о необходимости провести исследование, чтобы понять, как мотивировать население идти голосовать. Правда, для этого есть более действенный способ – дать право голоса негражданам, чему всеми силами противится правящая латышская элита.
Сколько пришли голосовать
Согласно данным Центральной избирательной комиссии, во всех самоуправлениях, кроме Риги, Резекненского и Вараклянского краев, где не проходили выборы, насчитывалось 964 339 избирателей, из которых проголосовали лишь 327 950 человек, что и составило 34%. При этом в муниципалитетах, избиравших новый состав местных дум, по данным регистра жителей, проживают около ста тысяч неграждан Латвии, и лишь 1% из них были младше 18 лет.
Неграждане Латвии, хотя и не могут голосовать на выборах, но явно имеют тесную связь с республикой. Например, у них нет гражданства никакой другой страны, им выдаются латвийские паспорта, и они подлежат дипломатической защите со стороны Латвии за рубежом. Еще у неграждан есть право жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство, и свободно возвращаться в нее, и страна обязана их принять, как и своих граждан. Так что, если учитывать всех постоянных жителей Латвии, активность на выборах составила лишь 30,7%.
Особенно низкая активность наблюдалась в крупных городах, где в основном и проживают неграждане. Так, на выборах в Юрмале голосовать пришли только 33%. В Вентспилсе явка составила всего 29%, а в Даугавпилсе и Елгаве до участков дошли лишь четверть населения этих городов. В Лиепае проголосовавших было еще меньше – 24%, а в Олайнском крае, в котором удельный вес неграждан наибольший, голосовали вообще 23% жителей этого муниципалитета.
Наличие большого количества неграждан уменьшает явку и в столице, если считать ее от всех жителей города, а не только от граждан. Как известно, более половины всех неграждан Латвии проживают как раз в Риге, их количество составляет примерно сто тысяч человек. Если учитывать неграждан, активность жителей на прошлогодних внеочередных выборах в столице составила лишь 32%. Это значит, что нынешних депутатов избрали менее трети столичного населения, а за новоизбранную столичную администрацию проголосовали еще меньшее количество рижан.
Стимуляция натурализации
В связи с этим ясно, что наличие избирательных прав у неграждан на местных выборах непременно способствует повышению явки избирателей, особенно в тех самоуправлениях, где неграждане составляют заметную долю в населении. Ведь определенная часть из них, естественно, пойдет голосовать. Об этом свидетельствует и пример Эстонии – у неграждан из соседней страны как раз имеется право голоса, и многие из них активно им пользуются, избирая местную власть в своих самоуправлениях.
Как считает депутат Рижской думы, правозащитник Александр Кузьмин, по такому пути следует идти и Латвии, что не только увеличит явку на муниципальных выборах, но и может стимулировать натурализацию латвийских неграждан.
"Наличие такого права как раз может показать негражданам, что есть смысл участвовать в общественной жизни, и это могло бы стать такими переходным этапом, который, возможно, подтолкнет какую-то часть из них к тому, чтобы участвовать в ней еще полноценнее, став гражданами", – предположил он.
Приводя в пример Эстонию, Кузьмин отмечает, что ничего особого с этой страной не произошло.
"В Эстонии негражданам разрешили избирать местную власть, когда удельный вес неграждан в ней был даже больше, чем сейчас в Латвии. Однако, как мы видим, никакой катастрофы из-за этого с Эстонией не случилось", – заметил депутат, дав понять, что из-за того, что неграждане могут голосовать на муниципальных выборах, государственные устои соседнего государства не пострадали, а значит, и в Латвии такого тоже не следует ожидать.
Правда, как считает правозащитник, причина, почему в Эстонии дали негражданам право участвовать в местных выборах, состоит в том, что в ней имеется довольно высокая доля граждан России, чего не наблюдается в Латвии.
"Если мы посмотрим эстонскую статистику, то увидим, что там граждан России больше, чем неграждан. Массовый прием гражданства России несколько напугал власти, и они пошли на послабления для неграждан. Тогда как в Латвии массового перехода в гражданство России не произошло", – подчеркнул Кузьмин, указав на фактор, препятствующий расширению прав латвийских неграждан.
Страх потери влияния
Еще один момент, не способствующий тому, чтобы у неграждан Латвии появилось право голоса на местных выборах, связан с партиями, которые симпатизируют этой группе лиц.
"Центристская партия со сплошь эстоноязычным руководством, за которую в основном и голосуют неграждане, воспринимается как более системная политическая сила. Как мы видим, она не только была в правительстве, но даже возглавляла его. А в Латвии симпатизирующие негражданам партии воспринимаются как враждебные элите, и их усиления в том числе и на местных выборах ни в коем случае не допускают", – сказал он.
Действительно, достаточно вспомнить, какие острые дебаты в парламенте были по поводу автоматического представления гражданства детям неграждан, а возможность голосования неграждан на выборах – это намного более чувствительный вопрос для многих латышских политиков. Ведь неграждане не расселены равномерно по территории страны, а компактно проживают в крупных городах, и их участие в выборах существенно повлияет на расклад сил в думах, причем не в пользу правительственных партий.
Так, голосование неграждан явно дало бы дополнительный мандат "Согласию" в Лиепае и Юрмале и способствовало бы прохождению этой политической силы в Вентспилсскую думу. В Елгаве и Даугавпилсе была бы выше доля голосов, отданных за "Согласие" и Русский союз Латвии, что увеличило бы представительство обеих партий. Да и на выборах в Риге год назад при наличии у неграждан права голоса результаты были бы совсем другие, и так легко сменить власть в столице ныне правящая коалиция бы не смогла.
Так что в ближайшие годы менять положение неграждан правящие политические силы по своей воле точно не станут, и вливания "новой крови" в избирателей ожидать не следует. Тем самым надеяться на рост активности населения тоже не стоит, а скорее всего, как предполагает директор Центра SKDS Арнис Кактиньш, следует готовиться, что и на грядущих выборах в Сейм у жителей, возможно, не будет энтузиазма идти голосовать. Правда, не исключено, что низкая явка как раз будет на руку правящим партиям, чьи избиратели дисциплинированно ходят на выборы, что лишь еще сильнее зацементирует сложившуюся в стране систему и не будет способствовать переменам.