РИГА, 4 фев — Sputnik, Андрей Солопенко. Последние пять лет число натурализовавшихся жителей Латвии не превышает тысячи в год, а прошедший 2020 год поставил антирекорд по этому показателю, что говорит о медленном затухании этого процесса. Число неграждан, особенно в крупных городах, довольно значительно, что в какой-то степени и мешает решению этой проблемы.
Натурализация не интересует
Неграждане являются уникальной группой постоянных жителей Латвии, у которых нет ее гражданства. Согласно постановлению Верховного Совета Латвийской Республики, гражданами признавались только те лица, которые имели гражданство Латвии до 17 июня 1940 года, а также их потомки (примерно две трети населения). Тогда как остальные проживающие на этой территории люди, преимущественно русскоязычные, оказались лишены гражданских прав. На 1 января 1996 года их количество составляло 670 тысяч человек, то есть 27% населения республики.
Процедура натурализации в Латвии официально началась 1 февраля 1995 года, и за прошедшие 25 лет латвийское гражданство получили около 148 тысяч человек. Правда, процесс этот не был равномерными, и основной пик натурализации пришелся на период с 1999 по 2007 год. Натурализацию тогда подхлестнуло такое знаковое событие, как отмена "окон натурализации" в 1998 году, что позволило подавать заявления лицам всех возрастов независимо от места рождения.
В 2004 году Латвия вступила в ЕС, что также подстегнуло натурализацию, дав возможность огромному числу людей, получивших гражданство, поехать на заработки в более благополучные страны Европы. В том же году началась активизация русскоязычных жителей в связи с борьбой против школьной реформы – введения преподавания в русских школах 60% уроков на латышском языке, что тоже мотивировало людей натурализовываться.
Однако начиная с 2008 года натурализация стала постепенно замедляться. В среднем за год натурализовалось около двух тысяч человек, а с 2014 года их число не превышает тысячу. Тогда как в прошлом году количество людей, получивших гражданство Латвии в порядке натурализации, составило лишь 725 человек, что является наименьшим показателем за все годы. Вообще темпы натурализации снижаются уже третий год подряд, явно указывая на отсутствие большого интереса у неграждан к этой процедуре.
Причины замедления процесса
В то же время число латвийских неграждан на данный момент все еще довольно велико. Согласно данным Центрального бюро статистики, в начале 2020 года этот статус был почти у 198 тысяч человек, или примерно 10% населения страны. Если нынешние низкие темпы натурализации сохранятся, то получение гражданства всеми негражданами растянется на десятилетия, и эта тема перестанет быть актуальной лишь со смертью последнего негражданина.
Одной из основных сложностей натурализации является экзамен по латышскому языку, который для многих претендентов оказывается просто не по силам. По данным Управления натурализации, начиная с 2008 года, когда число натурализованных граждан стало резко сокращаться, доля провалившихся на экзамене по латышскому языку, наоборот, начала стремительно увеличиваться. Если в первой половине 2000-х годов она составляла в среднем 11%, то потом стала намного выше.
Заметным фактором является и возраст. По данным статистики, в 2020 году более половины неграждан были людьми пенсионного и предпенсионного возраста – от 60 лет и старше (52%). Также значительную часть этой группы составили люди в возрасте 45-59 лет (28%). Неграждан среднего возраста 30-44 лет – 15%; молодых – 15-29 лет (3%), тогда как детей от 14 лет и младше всего 1%. Представителям старшего поколения намного труднее сдать какой бы то ни было экзамен, что тоже обуславливает высокий процент "отказников".
Кроме этого, как считает правозащитник и депутат Рижской думы Александр Кузьмин, низкие темпы натурализации обусловлены и отсутствием мотивации у многих оставшихся пожилых неграждан.
"Повседневные бытовые выгоды от статуса гражданина больше касаются людей до пенсионного возраста. И самые активные натурализовались сразу, когда это стало возможным, в конце 90-х – начале 2000-х годов. Так что к нынешнему моменту у большинства наиболее мотивированных рынком труда, а также социально активных и образованных людей гражданство уже имеется", – подчеркнул он.
Надежды на перемены
В связи с этим, по его мнению, на данный момент следует добиваться права голоса для неграждан на местных выборах по примеру Эстонии.
"Право голоса как раз может показать негражданам, что есть смысл участвовать в общественной жизни, оно могло бы стать таким переходным этапом, подтолкнуть какую-то часть к тому, чтобы участвовать в ней еще полноценнее, став гражданами. Также я считаю, что при натурализации следует освободить от сдачи экзаменов пожилых людей, на что Латвии постоянно указывают многие международные организации", – отметил Кузьмин.
Действительно, в Эстонии неграждане уже давно могут голосовать на муниципальных выборах, однако, думается, что Латвия будет этому противиться. Достаточно вспомнить, какие острые дебаты были по вопросу автоматического представления гражданства детям неграждан, а вопрос голосования на выборах является еще более чувствительным для многих латышских политиков. Ведь неграждане не расселены равномерно по территории страны, а компактно проживают в крупных городах. Например, в Риге они составляют 16% населения, а в Елгаве, Юрмале, Лиепае, Вентспилсе и Даугавпилсе – от 12% до 15%.
Если у неграждан будет право голоса, их участие в выборах может существенно изменить состав дум данных городов, через которые проходят большие финансовые потоки, что совершенно не нужно правящим партиям. Ведь ни для кого не секрет, что значительная часть неграждан ни при каких условиях не проголосует за тех, кто последние тридцать лет называл их "пятой колонной", "оккупантами" или "агентами Кремля". Правящие политики это прекрасно понимают, поэтому и не хотят давать им возможность голосовать даже на местных выборах, не говоря уже об автоматическом предоставлении гражданства.
Скептически оценивает возможность того, что негражданам дадут возможность голосовать на местных выборах, и Александр Кузьмин, правда, он считает, что все равно надо стремиться к этому. Особую надежду он связывает со сменой латышских политиков, когда в Сейм придут люди, которые не будут считать неграждан угрозой.
"У новых партий нет опыта Народного фронта Латвии, на который у неграждан обоснованная обида, да и неграждан становится меньше, что также уменьшает риск потери голосов. Поэтому, надеюсь, новое поколение латышских политиков не будет опасаться неграждан, и, может быть, через 3-5 лет получится сделать более доступной натурализацию и расширить права этой группы", – подытожил он.