РИГА, 16 июн — Sputnik. Пассажирам автобусов в направлении Лиепаи, Кулдиги, Салдуса, Пририжья, Бауски, Даугавпилса и Краславы следует с вниманием отнестись к переменам, которые ожидаются на этих маршрутах: уже с 1 августа этого года вступит в силу новый порядок организации перевозок, который подразумевает сокращение числа дотируемых государством рейсов и частичное их замещение коммерческим транспортом. Правда, появится ли этот коммерческий транспорт, неясно, пишет Neatkarīgā.
Сейчас автобусы ездят как ездили, несмотря на скандалы, которые уже пару лет бушуют вокруг организации дотируемых перевозок в ближайшие десять лет. Из-за этих скандалов новый порядок, вопреки запланированному, не введен нигде. Причем на направлениях Талси, Тукумс, Елгава, Добеле, Валмиера, Валка, Смилтене, Гулбене, Алуксне, Балви, Мадона, Резекне, Лудза и Вентспилс изменения отложены на неопределенный срок.
В промежуточном положении оказались Цесис, Лимбажи, Сигулда, Огре, Айзкраукле, Екабпилс, Прейли и Ливаны, где новый порядок вступит в силу с 1 июля следующего года. У жителей перечисленных городов есть преимущество – они хотя бы будут знать, с чем придется считаться, пересаживаясь с дотируемых автобусов на недотируемые – будут ли они вообще, в каком они будут техническом состоянии, какую сеть остановок сочтут выгодной перевозчики, которым придется считать каждый евроцент, и, в конце концов, сколько же будет стоить билет без дотации.
Если правительство не перессорится и до конца месяца издаст правила о регулярных коммерческих перевозках автобусами, изменения опробуют на пассажирах маршрутов из Риги в Огре, Саласпилс, Елгаву, Олайне, Яункемери, Слоку, Сигулду и Даугавпилс. Потом госдотации отнимут у маршрутов до Резекне, Лиепаи, Вентспилса и Бауски.
В среднем объем автобусных перевозок будет постепенно сокращен на 15-30%, но это, конечно, "средняя температура по больнице", и для пассажиров важнее, насколько меньше рейсов будет в их районе и будут ли на них необходимые остановки.
С момента восстановления независимости было понятно, что жителей в Латвии слишком мало и их платежеспособность недостаточна, чтобы автобусы курсировали без дотаций. Сумма господдержки менялась из года в год, но постепенно росла. Раз в десять лет давались обещания освободить Госкассу от этих расходов, если не полностью, то хотя бы от значительной их части, но в реальности дотации достигли рекорда в прошлом году, а в этом могут оказаться еще больше. Это связано с коронавирусными ограничениями, которые сокращают число пассажиров автобусов, а значит, доходы перевозчиков. Государство эти убытки компенсирует.
Еще до пандемии завершился десятилетний период прошлого договора о перевозках и был объявлен конкурс на перевозки в следующем десятилетии. Начаться оно должно было с 2020 года, но реально перемены могут наступить только с 1 августа. Цель изменений – сократить автобусные перевозки, по возможности заменив их железнодорожными, которые обеспечивает государственное предприятие Pasažieru vilciens. Оно могло бы уже заключить какие-то договоры по увеличению и обновлению своего парка, но пока рассчитывает обеспечить некоторую интенсификацию перевозок старыми ресурсами. Но пока эти нововведения отложили до вступления в силу нового порядка организации автобусных перевозок, чтобы государству не пришлось дотировать и то, и другое, потому что железнодорожные пассажироперевозки тоже нерентабельны.
В целом нужно будет заменить автобусные перевозки на 15 миллионов километров. Конкурс обеспечил по крайней мере формальное наличие претендентов на эти перевозки. Число дотируемых государством перевозчиков сократится с 28 до, возможно, восьми, но точно сказать нельзя, потому что конкурс на семь лотов еще продолжается.
Как рассказал президент Латвийской ассоциации пассажирских перевозчиков Иво Ошениекс, ни один перевозчик еще не сообщил о самоликвидации. Часть из них рассчитывает на получение одного из семи оставшихся лотов, часть на муниципальный заказ, часть на регулярные или нерегулярные коммерческие рейсы. Правда, никто так и не сообщил, что заместит рейсы, которые государство ликвидирует в процессе замены перевозчиков. Во-первых, потому что не приняты правила правительства по таким перевозкам. Во-вторых, коммерчески перевозки будут невыгодны, пока будет действовать запрет заполнять салон автобуса полностью.
Так что с 1 августа автобусы, возможно, будут курсировать, а может быть, и не будут. Повлиять на эту ситуацию могут те, чьи интересы здесь затронуты, если они в принципе узнают об ожидаемых интересах и через самоуправления, партии или СМИ напомнят о своем существовании там, где поезда не ходят.