РИГА, 30 апр — Sputnik. Автотранспортная дирекция представила свое видение концепции реорганизации пассажироперевозок в Латвии. Председатель комитета по делам сообщений и транспорта Рижской думы Вадим Фальков проанализировал нововведения и пришел к выводу, что транспортная реформа пока что не до конца продумана.
Ранее министр сообщения Талис Линкайтс заявил, что его ведомство рассчитывает реорганизовать маршрутную сеть общественного транспорта на совершенно новых принципах. "Хребтом" должна стать железная дорога, а автобусные линии, которые идут параллельно ей, можно перестать дотировать. Например, автобусы в Юрмалу, Елгаву, Огре. Это позволит оптимизировать расходы бюджета, сказал Линкайтс.
Автотранспортная дирекция уже представила свое видение новой маршрутной сети, и оказалось, что не все в реформе гладко, отметил Фальков в статье для издания "Бизнес сегодня", которую он опубликовал также на своей странице в Facebook.
"Например, на маршруте Рига — Даугавпилс в сутки 10 автобусных рейсов и три железнодорожных. Но три рейса в сутки — это уже "хребет" или еще нет?.. Или на участке Рига — Сигулда. 12 поездов и 57 автобусов, три–четыре раза в час. Большинство из них "проходящие", но люди–то в них садятся, чтобы доехать до столицы", - отметил Фальков.
В настоящее время планируется, что на маршрутах, которые пролегают вдоль железных дорог, автобусные перевозки перестанут дотироваться.
"Захотят коммерсанты — сами будут возить, без дотаций. Но так, чтобы коммерческий автобус не собирал пассажиров со станций за пять минут до поезда", - отметил Фальков.
По его информации, на данный момент "коммерческими" собираются сделать автобусы 7020 (Рига — Яункемери), 7023 (Рига — Слока), 5034 (Рига — Олайне, 7017 (Рига — Елгава), 7788 (Рига — Огре), 6317 (Рига — Саласпилс), 6255 (Рига — Сигулда).
"Опять же, пока никто планирует автобусы Балтинава — Рига или Яунпиебалга — Рига сократить до Сигулды, чтобы там все пересаживались на поезд. То есть автобусы все равно собираются возить "в столицу", а не "до ближайшей станции". Они будут должны на Псковском шоссе как–то уживаться и с "коммерческими" рейсами, и одновременно не ехать одновременно с поездом", - написал Фальков.
Он также отметил как нерешенный вопрос о перевозке инвалидов.
"По мнению авторов концепции, все "коммерческие" автобусы должны быть приспособлены для перевозки инвалидов, проезд в них для инвалидов должен остаться бесплатным, но вот государство этим автобусам перевозку инвалидов компенсировать не будет. Это благие помыслы. Но даже сейчас, когда государство на 100% компенсирует перевозки инвалидов, водители дальних автобусов с кислой миной на лице по три раза ощупывают инвалидные удостоверения. А что будет без компенсации? Не получится ли, что в "коммерческом" автобусе, решив в него при таком раскладе сесть инвалид, все места окажутся "занятыми"? – задался вопросом Фальков.
Разделение на лоты
Сейчас для субсидируемых перевозчиков страну предполагается разделить на 17 лотов с общим пробегом в 67 миллионов километров в год. Во время дискуссии прозвучало предложение не делить Пририжье на отдельные лоты — Правого берега и Левого берега, а создать один лот с годовыми пробегом в 5 миллионов километров, рассказал Фальков.
"Если это произойдет, то за него будет очень даже нешуточная борьба… Ведь тут, в "мягком подбрюшье" Риги, живут самые состоятельные пассажиры страны", - отметил он.
На субсидируемых маршрутах перевозчики должны обеспечить, чтобы расходы пассажиров на транспорт не сильно превышали нынешние 14% от доходов среднестатистического жителя. Грядущее повышение тарифов планируется в 2020 году в среднем на 10%.
Ко всему прочему автобусные перевозки по расходам для пассажира должны быть конкурентоспособными с личным автомобилем. При этом в местах с нулевым пассажиропотоком собираются ввести бесплатные для населения и полностью субсидируемые государством маршруты транспорта, отметил Фальков.
Оказалось, что автобусно–маршрутная реформа совсем не связана с планируемой административной реформой. А государство в одностороннем порядке сможет уменьшать объемы пробега по лотам перевозчикам без каких–либо компенсаций. Продолжительность договоров - с 2021 по 2030 год.
Конкурс на все 17 лотов, или сколько их в конечном итоге останется, собираются объявить уже через два месяца.
"Какие могут быть дальнейшие сценарии развития? Ненаучный — "коммерческие" автобусы уже запустят, а новые электрички еще не купят. Прагматический — тарифы повысят, а все остальное останется, как сейчас. Уфологический — придет несколько иностранных компаний, которые все и поделят. Фаталистический — ничего не получится, так как конкурс увязнет в судебных разбирательствах", - говорится в статье.