Какой будет для Латвии цена сорванного флага Беларуси?

Через Латвию идут миллионы тонн белорусских грузов, товарооборот двух стран составляет около полумиллиарда евро в год, латвийцы инвестировали в белорусские компании около 85 миллионов евро - все это можно потерять в результате одной акции со срывом флага
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Вчера два латвийских политика – мэр Риги Мартиньш Стакис и глава МИД Эдгарс Ринкевичс с восторгом переживали свою минуту славы. Их противоречивая, на показ, акция принесла им в одно мгновение тысячи лайков и смайликов в социальных сетях, а также многочисленные восторженные комментарии их сторонников. Правда, было много и тех пользователей, которые открыто и без обиняков высказывали диаметрально противоположную точку зрения. Но в мгновения торжества ими можно пренебречь!
Теперь пришла пора подсчитывать потери, пишет Александр Васильев на своей странице в Facebook.
С самого начала было ясно, что этими политиками в тот момент овладел чисто эмоциональный порыв: погляди-ка, пока наши коллеги в ЕС и НАТО "жуют сопли", только мы во время чемпионата мира в Риге осмелились сдернуть ненавистный флаг "тоталитарного режима!". И не о каком прагматичном расчете здесь речь, конечно, не шла.
Судя по всему, Мартиньшу Стакису чисто по-человечески вообще не присуще умение просчитывать последствия своих решений. Иначе он вряд ли с настойчивостью достойной лучшего применения плодил бы в Риге велодорожки в интересах несколько сотен активных в социальных сетях велосипедистов, игнорируя ежедневные насущные проблемы и трудности десятков тысяч автомобилистов-рижан.
Политическая реакция: президент Латвии объяснил замену белорусского флага на ЧМ по хоккею
Перевыборы Рижской думы только через полных четыре года. И все это время им придется терпеть чудачества "отцов города".
С Эдгарсом Ринкевичсом несколько сложнее. Он, в принципе, опытный политик и должен был бы понимать, что "загнанный в угол" белорусский президент Александр Лукашенко пойдет на самые радикальные меры. В результате в считанные минуты латвийское посольство в полном составе выслано из соседней страны, а дипломатические отношения двух стран фактически прерваны на неопределенное время.
А теперь, внимание, вопрос? Почему во вчерашней акции по снятию флага не присутствовали другие члены правительства? К примеру, министры экономики и сообщений? Или хоть они в кабинете Кришьяниса Кариньша понимают, что для Латвии Беларусь по-прежнему остается важным экономическим партнером?
Удельный вес белорусских транзитных грузов, проходящих через Латвию, традиционно составлял примерно 20%. В докризисном 2019 году латвийской железной дорогой было перевезено около 7 миллионов тонн. В 2020 году объем транзитных перевозок через порты сократился на катастрофические 51,6%.
В 2021 году падение продолжилось. За первые четыре месяца, по сравнению с соответствующим периодом 2020 года, транзит "усох" еще на 14,2%.
И если быстрое сокращение объема российских грузов можно объяснить целенаправленным перенаправлением грузопотоков в собственные порты, то понятно было желание нашего министра сообщений Талиса Линкайтса хоть отчасти поправить дела латвийских портов и LDz за счет белорусских грузов.
В Риге подняли бело-красно-белый флаг белорусской оппозиции
Теперь это вряд ли получится.
По внешнеторговому обороту с Латвией Беларусь находится только на 15-м месте, но сам объем торговли все равно впечатляет. В 2019 году общий товарооборот стран составил солидные 625,7 миллиона евро. В кризисном 2020 году он просел на 9% - до 567,4 миллиона евро. Но все равно это более полумиллиарда.
Прямые инвестиции белорусских предпринимателей в 842 латвийских предприятия в 2020 году были сравнительно невелики – только 10,5 миллиона евро. Но вот вклад Латвии в белорусскую экономику значительно больше – 84 миллиона евро прямых инвестиций, и он за кризисный 2020 год вырос еще на 5%. 
Возможно, нынешние дела в латвийской экономике настолько блестящие, то она с легкостью обойдется без экономических отношений с Беларусью? Сомнительно.
Действительно, кризисный 2020 год Латвия пережила сравнительно удачно. Если в целом по странам Евросоюза падение ВВП составило 6,3%, то у нашей страны – "только" 3,6%. И ожидалось, что до конца 2021 года нашей экономике удастся вернуться на докризисный уровень.
Однако, с этим пока проблемы.
По вполне понятным причинам, в 1 квартале 2021 года падение латвийского ВВП продолжилось. По предварительным данным, оно составило 2,2%. Причем, сократилась не только сфера услуг на 4%, но и производство - на 1,3%. А радужные перспективы быстрого экономического роста задерживаются.
Кому-то из латвийской политической элиты эти миллионы тонн транзитных грузов, миллионные прямые инвестиции или сотни миллионов евро товарооборота покажутся сущей мелочью. Но для многих сотен предпринимателей по обе стороны латвийско-белорусской границы они теперь станут вопросом элементарного выживания.
Так не слишком ли велика цена "озорства" двух латвийских политиков для интересов нашего государства и его жителей?