РИГА, 22 мая — Sputnik. В предыдущем учебном году соотношение школьников, выбравших обучение в общеобразовательных школах к тем, кто ушел после девятого класса в профессиональные учреждения, составляло 60,7% к 39,3%. Таким образом, статистика Минобразования свидетельствует, что престиж профессионального образования в стране неумолимо растет, пишет Bb.lv.
Стране нужны рабочие руки
Правда, в документах планирования системы образования установлена амбициозная цель добиться соотношения 50/50, так что есть куда стремиться. Да и деньги вложены немалые.
За последние 10 лет была проведена оптимизация профессиональных образовательных учреждений – с 92 подведомственных МОН учреждений их количество уменьшилось до 31 в 2019 году. В результате оптимизации созданы крупные техникумы – центры компетенции профессионального образования, которые в настоящее время являются основой системы профессионального образования.
Из фондов ЕС в 2014–2020 годах были выделены крупные инвестиции на модернизацию учреждений профессионального образования – учебного оборудования и инфраструктуры. Общее доступное финансирование составило 105 млн евро, в том числе из Европейского фонда регионального развития было выделено 88 млн евро, а финансирование государства составило более 17 млн евро.
"При таких вложениях учащимся доступны самые современные профессиональные учебные заведения, они обеспечены практикой на оборудовании, которое не сильно отличается от того, что есть на предприятиях, соответственно, они выходят их стен профучилищ уже конкурентоспособными, – объясняет директор учебного центра Darba resursu mācību centrs (DRMC) Александр Ульяненко. – Так что мотивация молодых людей вполне закономерна. Беда-то в чем была? Работодатели жаловались, что учащиеся приходят на предприятия неподготовленными, без опыта практической работы. Сейчас эти различия сглаживаются, качество профессионального образования растет, и, соответственно, когда ребята видят, что их друзья, раньше начавшие получать профессию, уже все работают, а те, кто окончил вуз, бегают и, к сожалению, не могут найти работу и потом уезжают со своим дипломом в Ирландию на грядки, то, конечно, они делают свой выбор в пользу профессионального образования".
Токсичные профессии
Г-н Ульяненко считает, что выпускники профтехучилищ сейчас имеют все возможности, чтобы трудоустроиться в Латвии с достаточно хорошей зарплатой:
– Они выбирают более короткий путь, потому что после 9-го класса обучение занимает 4 года, и к тому времени, когда они получают профессию, их одноклассники только оканчивают первый курс университета. Они раньше выходят на рынок труда и чувствуют себя увереннее, потому и престиж профессионального образования растет.
– Вы упомянули "хорошую зарплату". А какая зарплата сегодня считается хорошей для выпускника профшколы?
– Это очень сильно зависит от выбранной профессии. Если это отрасль металлообработки или электротехника, операторы станков с ЧПУ (числовым программным управлением), программисты, то ребята сразу после профшколы получают 1000–1200 евро в месяц. За электротехников вообще борются и «перекупают» их, как раньше боролись за менеджеров по продажам. Многие предприятия выходят на зарубежные рынки, и им требуются электротехники для выполнения контрактов. Сварщики тоже хорошо оплачиваются. Где как, конечно, зависит от предприятия, но я считаю, что и 700–800 евро на руки – это тоже неплохо в 19 лет. Хотя есть специальности, где работодатели, в принципе, платят чуть больше "минималки": продавцы, охранники, работники складов. А с учетом уменьшения транзита, профессия в логистике вообще становится "токсичной" – никогда не знаешь, будет у тебя работа или нет.
Кто выживет в пандемию
– Наше учебное заведение начинало свое сотрудничество с германской Торгово-промышленной палатой. Соответственно, когда нас спросили, можем ли мы реализовывать программу «техник компьютерных систем» и подготовить специалистов, чтобы их могли принимать немецкие предприятия, мы сказали «да». К этому мы долго шли, наша программа отличается от общего списка программ, но она учитывает требования стандартов Латвии и требования к этой же профессии в Германии. И соответственно, тех, кто учится сегодня по такой программе и параллельно осваивает немецкий язык, принимают на работу в Германию. Сейчас начинают предлагать также программы "техник по программированию", "специалист по логистике" и "техник по электронике". Такие выпускники могут работать как в Латвии, так и в Германии.
– Насколько отличается зарплата выпускников в Латвии и в Германии?
– Году в 2015-м в Латвии компьютерным техникам платили 450 евро, а сейчас уже нашим ребятам предлагают 1000–1200 евро. В Германии ребята начинают примерно с 2300 евро в месяц. Такой оклад там предлагают практически по любой специальности начинающему иностранному специалисту, чей диплом соответствует требованиям к профессии. Если человек обучался по программе, которая согласована с Германией и аккредитована в Латвии, то диплом отправляется на согласование в департамент германской Торгово-промышленной палаты в Нюрнберге, и они его признают.
Соответственно, с этим признанием выпускника принимают на работу и предлагают ему 2300 евро в месяц. И это без опыта работы. А вот без диплома по профессии немцы на работу не возьмут. Также перед тем, как наших ребят берут на работу, им предоставляют год практики, потому что латвийский стандарт не удовлетворяет немецких работодателей. Там практику нужно проходить год, а у нас всего 240 часов – это только полтора месяца. Соответственно, когда латвийский диплом проходит подтверждение, ученик должен пройти еще 10–11 месяцев практики на немецком предприятии. На предприятия в Германии ребят сначала берут как практикантов на эти 10 месяцев – они получают практический опыт уже непосредственно на немецком производстве. И в это время им платят не 2300 евро, а 1100 евро – но этих денег вполне хватает на проживание. В Восточной Германии (Саксония, Лейпциг) однокомнатную квартиру или комнату можно снять за 230 евро, уровень цен такой же или даже ниже, чем в Латвии – год можно продержаться.
– А сейчас, в условиях пандемии, выпускники все так же востребованы в Германии?
– Сейчас все остановилось. Все контакты с Германией в прошлом и этом году прерваны до конца 2021 года, потому что на их рынке труда высвободилось огромное количество людей. У нас были очень крупные заказчики, например, объединение аэропортов Восточной Германии. Но вся мировая логистика, аэропорты закрыты. Они нам заказали более 120 специалистов, но с началом пандемии отозвали свое предложение о сотрудничестве. А вот наши партнеры в ИТ-области по-прежнему находятся в постоянном поиске специалистов. Они не останавливались ни на один день, у них выросло количество заказов, они обслуживают госпредприятия, пишут программы по учету ковидных больных и прочее. У "айтишников" работы меньше не стало, соответственно, на местных выпускниках, которые будут получать профессию "техник компьютерных систем", или "специалист мультимедиадизайна", или "техник по программированию", пандемия никак не отразится.