РИГА, 14 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Всего неделя прошла с момента, когда министр экономики Янис Витенбергс перешел из KPV LV в Национальное объединение. Это было бы еще полбеды – 0,2% рейтинга KPV LV лишают партию практически всех шансов на успех на предстоящих выборах парламента. Но министр перешел в другую партию вместе со своим постом в министерстве экономики. Что и вызвало цепную реакцию.
Посовещавшись, часть депутатов KPV LV, очевидно, решила, что "иногда лучше оставить все как есть": до выборов еще год, а рисковать выходом из коалиции, имея предельно низкий рейтинг, не самая хорошая идея. "Согласистов" во фракции KPV LV набралось четверо. Когда большинством голосов (по факту 4 на 4, но у главы фракции решающий голос) фракция проголосовала за отставку Витенбергса, приверженцам "политики соглашательства" ничего не оставалось, как покинуть ее ряды.
Более чем вовремя к пяти оставшимся во фракции KPV LV депутатам решил вернуться их бывший коллега Дидзис Шмитс (его некогда номинировали на пост министра экономики, но он отказался работать под началом Кришьяниса Кариньша). Наличие шести депутатов позволило фракции (а некогда в ее ряды входили целых 16 депутатов) слегка "расправить плечи", проявить характер и востребовать свое по коалиционному договору.
Объективно говоря, возвращение Дидзиса Шмитса во фракцию (тем более, если он займет в ней сколь-нибудь значимый пост) – пожалуй, единственный шанс на спасение партии на предстоящих выборах. Недальновидно окончательно "закрывать" политическую силу, которая, согласно нормам закона о финансировании партии, имеет самое большое после "Согласия" финансирование из госбюджета.
Возвращаясь к правительству. Казалось бы, вопрос решен: премьер исполнил данное обещание – объявил об отставке Витенбергса, как того потребовала фракция, входящая в коалицию. Однако ультиматум фактически поставило Национальное объединение – Райвис Дзинтарс призвал "открыть" коалиционный договор и пересмотреть соглашение так, чтобы за Нацобъединением остался портфель в Минэкономики.
По сути, если отнять недовольных существующим положением депутатов, то у правительства Кариньша остается 48 депутатов в парламенте. Еще пятеро – Атис Закатистовс и примкнувшие к нему выходцы из KPV LV – объявили о создании "депутатской группы", очевидно, намереваясь принять участие в коалиционных переговорах. Но как сторона на переговорах, они, мягко говоря, "не очень". Депутатская группа не является фракцией, и с точки зрения свода правил Сейма в нее имеют право вступить любые депутаты из любых фракций. Да, в спешном порядке Закатистовс и Ко утвердили Атиса Закатистовса своим председателем, однако регламент Сейма не мешает присоединиться к депутатской группе, например, всей парламентской оппозиции и снять Закатистовса с поста лидера самопровозглашенной группы. И получится нонсенс – оппозиция формально войдет в правительственную коалицию, что называется, "с черного входа". Практический эффект это вряд ли будет иметь, но доставит немало забавных впечатлений наблюдателям.
Остатки фракции KPV LV, в свою очередь, имея шесть мест в Сейме, могут представлять единую группу на переговорах в коалиции. Но, исходя из расстановки сил, очевидно, удержать пост министра экономики им будет крайне трудно, если не невозможно. И хорошо, если из этого кризиса они смогут выйти, удержав хотя бы два оставшихся в своем ведении министерства – благосостояния и внутренних дел. Хотя математическая логика подсказывает, что 6 депутатов – это не та сила, с которой можно претендовать на два поста в кабинете министров (учитывая, например, политические аппетиты их коллег из Новой консервативной партии).
Национальное объединение нанесло точный удар в самый подходящий момент. Пересмотреть коалиционный договор в сторону выделения им поста министерства экономики – самый простой способ для Кришьяниса Кариньша удержаться на посту премьер-министра. Если, конечно, другие партнеры по коалиции не выскажут новые требования, в случае расторжения коалиционного договора. И вот тогда формальный кризис правительства рискует стать настоящим.
Происходящее в правительственной "кухне" следующим образом прокомментировал депутат Сейма Вячеслав Домбровский: "…Остатки фракции KPV начинают плохо себя вести, требуют отзыва своего открыто дезертировавшего министра. И вот от них моментально откалывается "группа" из - угадайте скольких - 5-6 депутатов, называющая себя "Стабильность". Готовы обеспечить стабильное большинство коалиции. Очевидно - за разумную цену. Спрос и предложение. Элементарный торг на рынке… Можно и нужно дать оценку депутатам KPV, полностью и не раз предавших людей, которые за них голосовали. Напомню: их в Сейм привели лидеры KPV Артусс Кайминьш и Алдис Гобземс. У этой "партии" не было ни ценностей, ни ясных и конкретных целей. Они обещали "радикально действовать" и свергнуть "старые партии". Сегодня они обеспечивают "стабильность" и соревнуются между собой, кто поддержит "старые партии" на более выгодных условиях", - написал Домбровский на своей странице в Facebook.